И вот мы пришли на экзамен по алгебре (о предыдущем экзамене читайте здесь). Обычно перед экзаменом мы собирались возле школы. Пришла учительница математики. Увидев среди нас Хомячевского, нашего знаменитого двоечника, она обратилась прямо к нему:
- Ты почему вчера не пришёл на консультацию?
Хомячевский пожал плечами и улыбнулся. Это была его обычная реакция на возмущённых учителей.
- Помнишь, о чём я тебя предупреждала? - строго сказала учительница. - Я тебя предупреждала, что если ты не придёшь на консультацию, то на экзамен можешь не приходить!
Потом мы всей толпой вошли в школу и поднялись на третий этаж в кабинет математики. Нас рассадили по партам, проверили по списку. Одного человека не хватало. Кого нет? Хомячевского!
- А где Хомячевский? - взволнованно спросила учительница. - Он же приходил!
- А он ушёл, - ответил один из мальчиков.
- Как, ушёл?! Куда ушёл? - испугалась учительница.
- Ушёл. Вы же сами сказали, что если он не пришёл на консультацию, то на экзамен он может не приходить. Вот он и ушёл.
- Он что, совсем того?! - закричала учительница. - Куда он пошёл?!
Экзамен тем временем начался. Учительница нервничала, несколько раз выходила из класса, потом возвращалась. Ведь получалось, что именно из-за неё Хомячевский ушёл с экзамена. Она при всём классе сказала, что на экзамен он может не приходить. Что с ней сделает директор завтра?
Не в силах сдержать волнение, она сообщала нам все подробности поисков Хомячевского. К нему уже ходили домой, но дома никого нет. Искали его во дворах, обзвонили всех друзей, которые не на экзамене. Пропал ученик, и всё! Мало того, что на экзамен не пришёл, так ещё и домой не приходил. А кто виноват? Учительница математики!
Работу мы написали достаточно быстро, она была нетрудной. Оставался час до конца экзамена. Многие уже ушли. И тут в кабинет как ни в чём не бывало вваливается Хомячевский.
- Я пришёл!
Учительница вскочила, засуетилась.
- Скорей, скорей, садись вот сюда! Пиши! Слава Богу!
Хомячевский стал писать. Учительница ёрзала на стуле.
Час прошёл. Хомячевский вместе с последними ребятами сдал тетрадь и вышел из кабинета. Учительница уже боялась ему слово сказать.
Через несколько дней нам объявили оценки по алгебре. Хомячевский получил "четыре". "Четыре"?! У него никогда не было "четвёрок". Вся школа рукоплескала!
Потом уже, в личной беседе, ребята спросили у Хомячевского, как это получилось. В чём фокус? И он честно ответил. Он сказал, что когда он подходил к школе, то встретил отличника, который уже вышел с экзамена. Отличник взял листочек и по памяти написал ему все задания с решениями. Хомячевскому оставалось только незаметно списать, а это он умел. Возможно, он даже написал на "пять", но "пятёрку" ему не решились поставить. Так что, с точки зрения здравого смысла, Хомячевский действовал правильно. Если бы он начал писать одновременно со всеми, кроме "двойки" он ничего бы не получил. Учителя, скорее всего, поняли, что произошло, но замяли ситуацию. "Четвёрка" так "четвёрка".
Так прошёл наш третий экзамен. Это был июнь 1988 года.
Мои статьи о школьных экзаменах:
1988 год. На экзамены с цветами
1988 год. Экзамен по русскому. Это вам не ОГЭ!
Все статьи рубрики "Советский Союз. Моя школа. Годы обучения 1980-1990" можно найти здесь. Там же есть мой портрет.