Найти тему
МОСГОРТУР. Музеи

Как шутили "великие": Есенин и Маяковский

Оглавление

Наши знаменитые соотечественники умудрялись шутить, пусть и не всегда удачно, не только 1 апреля, но 365 дней в году. Вместе с московскими музеями вспоминаем несколько забавных историй.

Фейк-ньюс и баттл с Маяковским

В Музее Есенина вспомнили два эпизода из жизни поэта. Об одном из них в книге «С.А. Есенин в воспоминаниях современников» рассказывает грузинский поэт Георгий Леонидзе, которого Сергей Есенин чуть было не втянул в свою авантюру.


Сергей Есенин на отдыхе.
Сергей Есенин на отдыхе.

Как-то вечером Леонидзе пришел в тбилисскую гостиницу «Ориант», где жил Есенин. Увидев коллегу по цеху, лирик поднялся и вскрикнул: «Гогла, я вызываю тебя на дуэль! Называй секундантов! Завтра в шесть часов утра, на Коджорском шоссе!».

Позже он так объяснил свою затею: «Не волнуйся, будем стреляться холостыми, а на другой день газеты напечатают, что дрались Есенин и Леонидзе, понимаешь? Неужели это тебя не соблазняет?».

Леонидзе идея не соблазнила, друзья сменили тему беседы и позабыли о постановочном поединке. Как выяснилось позже, этот PR-ход Сергей Александрович предлагал еще одному поэту — Сандро Шаншиашвили, и тоже безуспешно.

Зато удача улыбнулась поэту в словесной битве с Владимиром Маяковским — этот случай описан в книге Александра Михайлова — «Маяковский».

Маяковский в своем стихотворении «Юбилейное» назвал Есенина «балалаечником», и однажды вечером, после игры в бильярд, Есенин решил ему ответить. «Простите, но я этого на себя не принимаю... Хотя, вместе с тем, и обижаться не хочу. Дело вкуса», — сказал поэт и прочел свое новое произведение «На Кавказе»:

Мне мил стихов российский жар.
Есть Маяковский, есть и кроме,
Но он, их главный штабс-маляр,
Поет о пробках в Моссельпроме.

Маяковский язвить не стал: «Квиты», — улыбнулся он. Но Есенин не остановился и, сделав грустное лицо, продолжил: «Да... что поделаешь, я действительно только на букву Е. Судьба! Никуда не денешься из алфавита!.. Зато вам, Маяковский, удивительно посчастливилось, всего две буквы отделяют от Пушкина. <…> Только две буквы! Но зато какие — НО!»

Футурист рассмеялся и расцеловал лирика.

Поэт vs толпа

О проделках самого Маяковского рассказали сотрудники филиала Музея В.В. Маяковского – «Квартиры на Большой Пресне». Этот эпизод можно найти в той же книге Михайлова.


Маяковский в фильме «Барышня и хулиган».
Маяковский в фильме «Барышня и хулиган».

19 октября 1913 года в центре столицы открывалось кабаре под названием «Розовый фонарь». Публика собралась достаточно буржуазная — праздничные наряды, дорогие украшения. Маяковский эту «обжиревшую массу» не любил и решил сообщить об этом в вечер своего поэтического дебюта на сцене «Розового фонаря».

После полуночи, когда гости уже перестали обращать внимание на праздничную программу, на сцене появился Маяковский – высокий, серьезный, в желтой блузе.

Он долго смотрел на публику, а когда она утихла, густым басом начал читать знаменитое теперь «Нате!»: «Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей, — и зрители смотрят в ту сторону, в которую указывает футурист. — Вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей, — и посетители уже прикрывают драгоценности».

Окончательно вывели публику из себя последние строки:

«А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется – и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я – бесценных слов транжир и мот».

Агрессивный образ и хамство сделали свое дело — раздались свист и крики «Долой!», особо впечатлительным дамам, как поговаривали, стало плохо. Маяковский подначивал: «Еще! Еще! Дайте насладиться идиотами!», он был доволен — открытие кафе превратилось в драку с битьем бутылок и графинов. Успокаивать гостей пришлось полицейским — так закончился первый и последний вечер в «Розовом фонаре».

Текст был подготовлен редакцией МОСГОРТУРа и впервые опубликован на портале Культурология.

Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!