Купить подешевле, продать подороже - идеальная схема заработка, не так ли? Успешность результата зависит от навыков продавца и его понимания бизнеса. Но для меня мир давно разделился на два лагеря: тех, кто обожает коммерцию и нацелен исключительно на результат, и на людей, нравственно не воспринимающих саму суть коммерции. Давайте порассуждаем и каждый сам решит куда себя отнести.
Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! (Остап Бендер)
Буквально вчера в очередной раз подумал о невозможности симбиоза менталитетов американцев и россиян. Ну невозможно на ментальном уровне, чтобы человек с "широкой душой" делил ту самую душу с капиталистом, человеком, с детства понимающим, что такое деньги и зачем они нужны. Вот только правильно ли это? Наверное, сразу стоит отметить, что я рассуждаю с позиции человека 30+ из российской глубинки родом.
С детства и до окончания школы меня воспитывал дедушка-летчик и бабушка-библиотекарь. Оба из детдома, родились в 1941 году, всю жизнь прожили в Архангельске и переехали на пенсию в деревню. Интеллигентнейшие советские граждане. Они с детства прививали мне, что деньги в жизни не главное. Что важно быть честным, трудолюбивым и всегда помогать ближним, порой, закрывая глаза на собственные потребности. Честность. Помощь людям. Два качества, достойные настоящего человека с большой буквы. Два качества, угнетающие и мешающие любому, кто связан с коммерцией, особенно в крупных структурах.
Читайте также: Почему советские люди больше ничего не хотят?
Сегодня я менеджер в крупной международной компании. Шесть лет я строил карьеру с самых низов. Шесть лет приобретения уникальных знаний и качеств: навыки переговоров, управления процессами, контрактами и людьми. Шесть лет - но так и не понимаю, где может закончится человеческая наглость.
В работе я стараюсь по мере возможностей никому не отказывать в помощи. Мое карьерное кредо - относись к коллегам так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Но также я неконфликтный человек. И это смесь абсолютно не подходящих для менеджера качеств.
Регулярно появляются коллеги, не обращающие внимания на мой рабочий график и требующие помощи. Когда календарь расписан так, что нет свободного часа на обед, такие просьбы становятся настоящей трагедией. Но люди давят на жалость, делают вид, что не видят сложностей и "тут на 5 минут" всего. Честно скажу - проблему решил просто научившись говорить "Нет". Это привело к обидам, конфликтам, но если ты аргументированно говоришь человеку, что ты готов помочь, но сейчас у тебя нет возможности, а он на это обижается - значит стоит обдумать его отношение к тебе. Были обиды, есть те, кто перестали общаться вовсе и даже здороваться. Я считаю подход правильным, но меня же учили помогать ближним, поэтому ситуацию пропускаю через себя и каждый раз переживаю. Такие переживания мешают спокойно жить. Иногда я завидую людям-скандалистам, которые могут нахамить, послать и спать как младенец.
Честность. А что такое честность? Если я бизнесмен, занимаюсь продажей медицинских масок с наценкой 10%, в то время как кругом все продают их с наценкой 100%, то я честный человек? Хороший ли я человек? А если я продаю с наценкой 100%, но при этом раздаю 1 000 масок в день бесплатно врачам, то я честный человек? Хороший ли я человек? А если я изобрел препарат от коронавируса на государственные деньги, а правительство запретило мне об этом говорить и я отдал технологии США, я честный человек? Хороший ли я человек?
Есть отличный фильм про честного человека, называется "Дурак" (режиссер Юрий Быков), очень советую посмотреть.
Для меня границы слова "честность" давно уже размыты. Я не верю в возможность честного бизнеса. Не важно, какой бизнес, просто если у человека есть шанс его усилить, то правильный бизнесмен таким шансом воспользуется. Я не говорю сейчас о взятках или откатах, грязной игре. Я говорю про суть переговоров. Например, при заключении крупного контракта цель каждой из сторон "выжать" максимум из сделки. Но торги происходят за счет обмена переменными: каждый ищет слабое место друг друга, чтобы сформировать сильное предложение. Говоря простыми словами, чтобы контракт был успешный, он должен удовлетворять обе стороны. А как узнать, что удовлетворит каждую сторону? В этом и задача переговорщиков: разговаривать неформально друг с другом, ходить вместе обедать, изучать отчетность, в общем делать все, чтобы узнать истинные потребности друг друга и использовать это в ходе переговоров. Так вот, ответьте на вопрос: честно ли это? Если нет, то у мира проблемы: весь земной шар держится на договорах сторон, как в политике, так и в бизнесе.
Думаете так только в России? Нет. Так везде. Насколько честно, если есть маленький старт ап, в который я могу вложить все свои средства и рискнуть, но его владельцы выбирают в инвесторы Microsoft, как более надежного? Насколько честно, если режиссер берет на роль талантливого, но неизвестного актера, а продюсер меняет его на ДиКаприо, так как это принесет больше денег картине?
Тяжело получить новую должность просто хорошо делая свое дело. Нужно быть коммуникабельным, уметь вести "беседы у камина" с правильными людьми, быть хитрым и сообразительным. И иметь немножко удачи. Об этом всем писал еще Карнеги почти 100 лет назад. А вопросами честности задавались задолго до Карнеги. чего только стоит величайшее произведение Достоевского "Идиот"!
Не пытайтесь выделить главную мысль в этом тексте, ее там просто нет. Только рассуждения о том, что вопрос более многогранный, чем кажется.
Я рад, что меня воспитали именно так, как воспитали. Люди из СССР с открытым и честным подходом. Пусть мне иногда это мешает, но мое воспитание это и есть я сам. Сегодня я понял, что главное оставаться человеком в любых ситуациях и всегда искать разумный компромисс как в отношениях с людьми, так и в своих мыслях. Но нужно быть гибким. Убеждения могут меняться и в этом нет ничего плохого. Сегодня вы думаете одним образом, через 10 лет иначе - на мой взгляд это признак движения.
Оставайтесь верным своим убеждениям и учитесь получать удовольствие от каждого дня, а не планировать быть счастливым завтра.
Статья ни к чему не призывает и является личным мнением автора.
Читайте также:
Как вы покупаете идею. Инструмент убеждения
Особенности национальной изоляции
Кто на самом деле разливает Кока-Колу?