Благодаря своим провокационным работам молодой художник из Великобритании Бен Эштон дважды удостаивался звания лучшего современного портретиста по версии Национальной портретной галереи в Лондоне. Рассказываем, как он создаёт свои картины и что вкладывает в них.
Путь художника.
Бен Эштон вырос в семье художников, и родители с раннего детства пристально следили за развитием его таланта.
«Когда я решил поступить в колледж искусств и начать карьеру художника, мой отец сказал, что не советует мне вступать на этот путь, т.к. он не сулит гарантированную возможность хорошо зарабатывать. Отчасти это так, но, к счастью, мне никогда не было интересно зарабатывать деньги любой ценой и заниматься только улучшением своего благосостояния» — рассказывает художник.
Он посвятил профессиональному образованию 7 лет, обучаясь в трёх разных престижных академиях, в том числе в Оксфорде. Тем не менее, по словам портретиста, главные уроки живописи он получил, изучая и копируя картины Рембрандта, ван Дейка, Вермеера и Рубенса в Национальной галерее в Лондоне.
«Первой книгой, которую я прочитал об искусстве, был трактат итальянского художника Ченнино Ченнини, написанный в XV веке. Подобные книги и изучение картин в музеях научили меня живописи больше, чем все мои преподаватели» — делится он.
Коммерческий успех и депрессия.
Художник не пишет портреты на заказ, а героями его картин становятся он сам и члены семьи: отец, супруга, сын.
«Мне нравится история портрета, эмоциональная составляющая и возможность превращать этот канонический вид живописи в произведение современного искусства, помещая его в актуальный контекст. Я создаю портреты, чтобы исследовать различные интересующие меня концепции, поэтому было бы нечестным писать их на заказ. Я пишу автопортреты и портреты членов моей семьи потому, что хорошо знаю этих людей, а это для меня — необходимое условие создания хорошего портрета. Мои близкие будто становятся актёрами, играющими различные роли, и для меня важно таким образом запечатлевать историю нашей семьи» - объясняет позицию Эштон.
К коммерческому успеху портретист также не стремится, по крайней мере не ставит деньги во главу угла. Этому его научил опыт работы с агентом: «Честно говоря, тот первый успех сыграл со мной злую шутку: я стал слишком сосредотачиваться на продаже картин и это привело меня к потере вектора профессионального развития и депрессии. Поэтому мне пришлось прекратить работать с агентом и начать всё заново, чтобы вновь обнаружить, что быть художником означает создавать произведения искусства ради самого искусства, и ничего более».
Связь традиций прошлого и современного искусства.
Картины Бена Эштона подчёркнуто современны, и это особенно хорошо считывается на контрасте формы академического портрета, созданного по всем канонам старых мастеров, и авторской новаторской техники, при помощи которой он самостоятельно деформирует свои работы, будто насмехаясь и над ними, и над собой: «История искусства для меня — это своеобразный метроном, от которого я отталкиваюсь и на который ориентируюсь. История циклична, поэтому мне интересно обращаться к традициям прошлого, чтобы отразить настоящий момент. Я стараюсь не относиться к себе и своим работам чересчур серьёзно. Наоборот, для достижения цели я склонен приуменьшать значение оригинального произведения искусства. То, что я делаю, представляется мне абсурдным, как и большинство вещей сегодня. Мне кажется, человечество находится на грани краха, и я считаю, что рисование искажённых высокомерных портретов в духе эпохи Регентства является лучшим способом выразить эту идею».
Познакомиться с художником лично, увидеть его работы вживую и создать собственный шедевр в его авторской технике вы сможете на мастер-классе в рамках международного интерактивного фестиваля современного искусства ARTLIFE FEST, который пройдёт 19-27 сентября в ЦВЗ «Манеж».