Найти тему
Политика сегодня

Политолог Окара назвал «будапештский формат» по Донбассу козырем в рукаве Украины

Атлантический совет — исследовательский центр, работающий под эгидой НАТО, обнародовал предложение вице-премьера Украины Алексея Резникова организовать совместно с Великобританией и США переговоры по ситуации в Донбассе в «будапештском формате» без участия РФ.

«Доверие зависит от определения общих интересов, но как мы можем найти набор общих интересов Украины, Запада и России? Украина получила слишком много ран от того, что была слишком доверчивой», — считает Резников.

По его словам, Киев не откажется от Минских соглашений до тех пор, пока переговоры помогают, по крайней мере, «освобождать украинцев из российских тюрем». Однако Киеву необходимо искать дополнительные пути для восстановления доверия и укрепления международной безопасности, поэтому все дороги ведут обратно в Будапешт.

«Теперь мы должны рассмотреть вопрос о возвращении к будапештскому формату. Изначально консультации должны проходить без участия России, учитывая, что Москва отказалась от статуса гаранта. Однако будапештский формат впоследствии предоставит возможности для нового взаимодействия с Кремлем», — не исключил Резников.

Действительно, один из форматов, в котором Украина могла бы вести переговоры, это так называемый будапештский, хотя РФ является стороной Будапештского меморандума, заявил директор Центра восточноевропейских исследований Андрей Окара в комментарии «Политике сегодня». Первые шаги в этом направлении уже делали в марте 2014 года, когда представитель Великобритании в Совете Безопасности ООН предлагал начать срочные консультации в будапештском формате. В то время инициатива не пошла дальше.

Иногда в экспертной среде возникал вопрос, почему есть минский и нормандский форматы, но нет будапештского. Хотя конкретно в этой ситуации вице-премьер Украины вряд ли говорил о диалоге именно в рамках Будапештского меморандума 1994 года поскольку соглашение предполагает участие России и достаточно узкую проблематику, а именно территориальную целостность Украины и советское атомное оружие, продолжил политолог.

Доверившись гарантиям, предоставленным США, Великобританией и РФ, Украина 5 декабря 1994 года подписала Будапештский меморандум. Тем самым Киев добровольно отказался от ядерного арсенала, в то время третьего по величине в мире.

«Сама постановка вопроса о переговорах в будапештском формате достаточно серьезный козырь, имеющийся у Украины, но я думаю, что они еще его не вытаскивают, а сделают это позже», — сказал Окара.

Предложение собраться в англосаксонском формате США, Великобритания и Украина — достаточно логичный и нестандартный шаг. Вспомним нормандский формат. У Германии и Франции много причин не любить РФ, но еще больше – любить, отметил политолог.

-2

Поэтому переговоры на украинские темы тяжкое испытание для президента Франции Эммануэля Макрона и канцлера Германии Ангелы Меркель. В их сознании и душе ценности борются с интересами. Макрон и Меркель понимают с точки зрения ценностного подхода, что случившееся с Украиной — неправильно и нарушает европейские ценности, но при этом их интересы заключаются в сотрудничестве с РФ.

Европейские страны потеряли российский рынок и это удар по экономике. Поэтому у Германии и Франции очень сложная борьба интересов и ценностей «любовь-ненависть к России».

А у Великобритании и США все ровно наоборот. Там поводов любить РФ очень мало, но все равно они есть. Например, особое отношение американского лидера Дональда Трампа и сложный треугольник США-РФ-КНР, где Россия нужна, чтобы сдерживать Китай. Поэтому баланс «любить-не любить РФ» у США и Британии совершенно отличается от того, что у Германии и Франции.

«Очень большой перекос в сторону не любить. Поэтому выход Украины с такой инициативой логичен», — объяснил Окара.

Продуктивность идеи зависит от реализации. Для Украины предложение может стать продуктивным и опасным для РФ, ну а может и таковым не являться. Также предложение Алексея Резникова организовать совместно с Великобританией и США переговоры по ситуации в Донбассе без РФ может превратиться в чисто формальную инициативу.

«Формат может стать актуальным, но все зависит от усилий и выбранной тактики как со стороны Украины, так и США, и Британии. Найдет ли Украина нужные аргументы для США и Британии и убедит ли страны, что им это нужно», — подытожил Окара.