Найти в Дзене
ВЗГЛЯД

Как выглядели китайцы больше ста лет назад? Уникальные фото культурного многообразия от Тибета до Тайваня

Тибетская принцесса. Тибетское восстание было прямым ответом на последствия Культурной революции и перераспределения Коммунистической партией их земель.
Тибет. 1879.  | Wikimedia Commons
Тибетская принцесса. Тибетское восстание было прямым ответом на последствия Культурной революции и перераспределения Коммунистической партией их земель. Тибет. 1879. | Wikimedia Commons

В прошлом Китай не был такой промышленно развитой страной, какой он является сегодня. Это был совершенно другой мир, с многообразием национальных культур, которые во многом были в равной степени самобытны.

Молодые девушки с перевязанными ногами, практикуют Пекинскую оперу в театральной школе в Пекине.  Пекин. 1934. | Wikimedia Commons
Молодые девушки с перевязанными ногами, практикуют Пекинскую оперу в театральной школе в Пекине. Пекин. 1934. | Wikimedia Commons

В Китае эпохи династии Цин — которая закончилась в 1912 году с появлением того, что вскоре было названо Гоминдановской националистической партией — каждая часть жизни, от увлечений до одежды, отличалась от того, что мы видим сегодня.

Девичьи ноги подвергались болезненной искусственной деформации, мужчины заплетали волосы в длинные косы, а даосская, конфуцианская и буддийская мысль господствовала над умами нации.

Мальчики в миссионерской школе взбираются друг на друга, образуя фигуру дракона. 
Пекин. 1902. | Wikimedia Commons
Мальчики в миссионерской школе взбираются друг на друга, образуя фигуру дракона. Пекин. 1902. | Wikimedia Commons

Это не значит, что Китай был единственной страной, которая пережила мощные преобразования в 20 веке. По мере того, как глобализм сметал многие уникальные местные культуры, привычки и обычаи “старого мира” разрушались и перестраивались.

Три молодые девушки со связанными ногами. В имперском Китае молодым девушкам перевязывали ноги, придавая им форму, которую они называли «лотосной стопой». 
Коммунистическая партия рассматривала связывание ног как символ "отсталости" Китая, которую необходимо устранить. Ляо Чоу, Шаньси. 1920 год. | Wikimedia Commons
Три молодые девушки со связанными ногами. В имперском Китае молодым девушкам перевязывали ноги, придавая им форму, которую они называли «лотосной стопой». Коммунистическая партия рассматривала связывание ног как символ "отсталости" Китая, которую необходимо устранить. Ляо Чоу, Шаньси. 1920 год. | Wikimedia Commons

И все же нигде в мире культура не изменилась больше, чем в Китае. И это во многом связано с тем, что произошло в середине 20‑го века.

Мужчины, с волосами заплетенными в маньчжурские косы, принимают пищу.  Гонконг, 1880. | Wikimedia Commons
Мужчины, с волосами заплетенными в маньчжурские косы, принимают пищу. Гонконг, 1880. | Wikimedia Commons

После победы коммунизма в ходе революции 1949 года и начала Культурной революции в 1966 году, Китай систематически стирал культуры, процветавшие в эпоху Цин (1644–1912) и в республиканский период (1912–1949).

Молодежь Культурной революции, в частности, искала и уничтожала “четырех стариков” — старые обычаи, культуру, привычки, идеи — своего национального наследия.

Они видели свою историю и культуру, как устаревшую и отсталую, а следовательно, как нечто, за что им должно быть стыдно. Они изгоняли из общества религию, сжигали книги, уничтожали культурные реликвии и делали все, что в их силах, чтобы уничтожить культуры национальных меньшинств.

Дети на школьном дворе занимаются танцами. Шеньян. 1905. | Wikimedia Commons
Дети на школьном дворе занимаются танцами. Шеньян. 1905. | Wikimedia Commons

Революционеры превратили Пекинскую оперу в инструмент пропаганды. Они выкинули китайские платья заменив их военной униформой Мао. Заменили классику поэзии революционными произведениями Лу Синя и «Красной книгой» лидера коммунистов Мао Цзэдуна.

Сегодня часть культуры, которую коммунистическая партия пыталась уничтожить, начала возвращаться — но она никогда не будет прежней.

Китай эпохи династии Цин будет существовать только так, как он изображен на фотографиях — как другой мир, далекая империя, которая рухнула под натиском идеологии.