Отписка. Пожалуй, трудно найти в русском языке другое слово, которое вызывало бы у людей столько раздражения, возмущения и чувства безысходности, как «отписка».
Как бывает обидно, когда на прямой вопрос или обращение за помощью к чиновнику человек получает бессодержательный и формальный ответ, не затрагивающий существа дела. Такой с позволения сказать «документ» и называют в народе отпиской. А в известном сатирическом выступлении Аркадия Райкина это называлось «запустить дурочку».
И что самое неприятное: чиновник, приславший отписку и тем самым фактически проигнорировавший обращение гражданина, как правило, не опасается ответственности, поскольку, с точки зрения Закона, в его действиях (бездействии) нарушений нет.
И вот результат: гражданин, получивший отписку, не добившись решения своей проблемы, опускает руки, прекращает борьбу за свои права, считая ее бесполезной, а чиновник, не утруждая себя заботой о гражданине, продолжает «совершенствоваться» в производстве отписок на обращения других. И так до бесконечности. Знакомая ситуация?
Что же делать? Как с этим бороться? Как правильно вести переписку, чтобы максимально быстро решить проблему, не подвергая себя излишним стрессам, не занимаясь пустыми возмущениями относительно деятельности тех или иных органов?
Поделюсь своими мыслями на этот счет, основанными на собственном опыте юридической работы.
Для начала предлагаю принять к сведению следующие постулаты, на которых будут основаны мои рекомендации:
1) де-юре, главная задача чиновника – дать ответ на обращение гражданина не позднее установленного законом срока (содержание ответа при этом значения не имеет), поскольку именно за несоблюдение срока направления ответа на обращение гражданина может наступить ответственность (если ответ дан – значит «работа» выполнена),
2) реально проблему гражданина чиновник, как правило, решает тогда и только тогда, когда в силу определенных обстоятельств не решать ее он не может,
3) если у чиновника имеется возможность по формальным основаниям перенаправить решение вопроса другому чиновнику, такая возможность обязательно будет им реализована (целесообразность такого действия с точки зрения решения проблемы гражданина не имеет для чиновника сколь-нибудь существенного значения).
Запомним эти простые, но важные особенности бюрократической системы и попытаемся их использовать в процессе ведения переписки.
Сразу оговоримся, что решить проблему одним единственным обращением удается крайне редко. Поэтому практически всегда следует готовиться к длительной работе, я бы даже сказал – к «осаде». При надлежащей настойчивости и терпении вероятность положительного решения проблемы возрастает в разы.
Рекомендации по правильному ведению переписки основаны исключительно на правовых нормах, установленных Федеральным законодательством. Основным нормативно-правовым актом для этого является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В рекомендациях не рассматривается вопрос разрешения вопросов в судебном порядке. Это тема отдельной публикации.
Итак, начнем.
1. Куда обращаться? Вначале обращаться следует именно в тот орган, в компетенцию которого входит решение Вашего вопроса.
Это важно, поскольку многие ошибочно считают, что обращение сразу «в более высокую инстанцию» ускорит разрешение проблемы. Такая позиция, как правило, основывается на убеждении гражданина в том, что «более высокий начальник» либо сам решит проблему, либо поставит задачу «подчиненному чиновнику» и возьмет решение на свой личный контроль.
Должен Вас разубедить – так это не работает. Ситуация прямо противоположная. Более высокая инстанция, в которую Вы направили обращение, не будет его не только рассматривать по существу, но даже знакомиться с этим обращением детально. Обращение будет после некоторых проволочек перенаправлено в ту инстанцию, в компетенцию которого входит решение Вашего вопроса и в которую должны были обратиться Вы, но не сделали этого.
Правомерность таких действий чиновников, органов власти, местного самоуправления и силовых структур по работе с обращениями основана на нормах, установленных частями 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ:
«Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения».
Результат обращения сразу в вышестоящий орган приводит лишь к значительным потерям времени на почтовые пересылки между инстанциями, на регистрационные действия с документами в каждой инстанции, на визирование и пр.
Таким образом, обращение в более высокие инстанции не только не ускоряет решение Вашего вопроса, но значительно его замедляет.
2. Обжалование ответа.
В том случае, если ответ на обращение Вас не устроил (получена отписка без разрешения вопроса по существу) либо получен необоснованный отказ в разрешении вопроса, такой ответ можно и нужно обжаловать.
Возникает тот же вопрос: «Кому направлять жалобу?».
Для начала посмотрите, чья подпись стоит под текстом полученного ответа на обращение.
Если ответ подписан руководителем органа (организации), в который направлялось обращение, то обжалуются действия (бездействие) руководителя этого органа. Жалоба направляется в непосредственный вышестоящий орган (но не выше, иначе жалоба вернется именно в этот орган, но со значительными потерями времени).
Если ответ подписан сотрудником органа (организации), то жалоба на действия (бездействие) этого сотрудника направляется на имя руководителя этого же органа (организации). Если Вы все же решите направить жалобу в вышестоящую инстанцию (орган, организацию), то она рассматриваться не будет, а будет перенаправлена руководителю нижестоящего органа (организации). О сопутствующих потерях времени мы уже говорили.
Если же ответ на эту жалобу подписан не руководителем организации, а «промежуточным» руководителем, то все повторяется по следующему кругу до тех пор, пока под ответом на жалобу не будет стоять подпись именно руководителя.
Аналогично нужно действовать с направлением жалобы в вышестоящую инстанцию: придется пройти все ступени до руководителя и лишь потом обжаловать его действия (бездействие) в следующую инстанцию.
Вместе с тем, следует отметить, что жалоба на конкретного чиновника не может перенаправляться для ответа тому чиновнику, действия (бездействие) которого Вы обжалуете. Если это произошло, то имеется основание либо для повторной жалобы в тот же адрес с указанием на неправомерность действий чиновника, либо для обращения в прокуратуру.
Кстати, принцип поэтапного обращения в прокуратуру тот же: на жалобу, как правило, отвечает помощник прокурора или другой сотрудник прокуратуры, далее при обжаловании - заместитель прокурора, затем - прокурор. Если ответ прокурора Вас не удовлетворил, только тогда следует обращаться в вышестоящую прокуратуру (по той же лесенке).
Таким образом, двигаться нужно поэтапно, проходя в каждой инстанции все существующие в ней ступени обжалования.
Такая переписка требует, конечно, большого терпения, но иного пути нет. Так устроено законодательство и созданные на его основе подзаконные акты (инструкции, методические указания и пр.). Если Ваш вопрос будет решен на первой ступени, значит Вам невероятно повезло. Обычно все продолжается до тех пор, пока у чиновника одной из ступеней не исчезнет возможность Вам отказать, тогда проблема будет решена.
В каком случае это может произойти?
Возвращаясь к сути рассмотренных ранее постулатов, согласимся с тем, что никому из чиновников не интересно брать на себя дополнительную работу по рассмотрению Ваших жалоб, которую ему фактически «подкинул» нижестоящий чиновник, по вине которого Вы вынуждены обратиться выше.
И вот здесь на определенном этапе включаются рычаги давления на нижестоящий орган (чиновника), которого обязывают проблему «закрыть».
Таким образом, главное условие успешного разрешения Ваших проблем – ни в коем случае не останавливаться на полпути, а упорно двигаться дальше. Это в конечном счете заставит чиновника реально работать, а не изобретать отписки. Другого пути нет.
3. Что должно включать в себя обращение и чего там быть не должно.
Обращение (заявление, жалоба) должно быть достаточно лаконичным, без излишней «воды», которая затрудняет его восприятие и, следовательно, усложняет рассмотрение.
Суть проблемы должна быть изложена сухо, коротко и четко. Каждый изложенный факт должен иметь документальное подтверждение. Конкретно нужно изложить, какие права гражданина нарушены и требуют восстановления. При необходимости требования должны иметь надлежащее правовое обоснование (ссылки на действующие нормативно-правовые акты, подтверждающие Ваши требования).
Не следует наполнять документ эмоциональными отступлениями, излишними многословными описаниями, некорректными высказываниями, нецензурными и оскорбительными выражениями. Это в лучшем случае приведет к невозможности для чиновника правильно понять суть обращения и его требования, а в худшем - обращение вообще не будет рассматриваться, причем на вполне законном основании (в случае наличия нецензурных и оскорбительных выражений).
В обращении должны присутствовать: правильное наименование лица, к которому Вы обращаетесь, Ваши реквизиты: Ф.И.О., адрес места жительства, паспортные данные, другая необходимая информация. Обращение должно быть подписано.
Рекомендуется обращение направлять почтой с описью вложения и уведомлением о вручении либо через официальный сайт, предусматривающий подачу таких обращений.
Ведение переписки с соблюдением вышеуказанных рекомендаций в большинстве случаев приводит к положительному результату. Только настойчивость может заставить чиновника реально заниматься Вашей проблемой.
Главное – не останавливаться на полпути и не опускать руки, тогда Вас ожидает успех. Остановка – это потеря возможностей.