Кто такой Аяз?
Аяз Шабутдинов (род. 21 октября 1991, Ижевск) — предприниматель, инвестор, основатель группы компаний Like. Номинант премии РБК в категории «Стартап года» (2015) и полуфиналист конкурса «Школа молодого миллиардера» Forbes (2014). Соучредитель национальной премии «Немалый бизнес», основатель стипендиальной программы «Старший брат».
Активная деятельность, ведение собственного блога, появление на «Первом канале» и в других федеральных СМИ принесли Аязу не только массовую известность, но и породили немало разоблачений миллионера и обвинений в «разводе».
В отличие от других стран, образ бизнесмена в России до сих пор негативный — в СССР «предпринимателями» были осуждаемые «цеховики», «спекулянты», «фарцовщики», в России 90-х — криминальные «малиновые пиджаки». Каждый, кто добился успеха, даже в 21 веке подозревается в мошенничестве, «разводе лохов», наличии «связей» и сокрытии истинного происхождения состояния.
В этой статье собраны факты о жизни и попытках разоблачения Аяза Шабутдинова. Мы постарались выяснить всю правду и рассказать, кто он такой на самом деле.
Почему статью об Аязе удалили из «Википедии»?
Одна из причин усомниться в популярности и значимости предпринимателя — неоднократное изъятие статьи о нем из «Википедии». Некоторых это даже наводит на мысль, что бизнесмен — фейк, продукт маркетологов и банкиров.
Статью «Википедии» об Аязе Шабутдинове действительно удаляли три раза, это было в 2015 году. Причина — отсутствие «персонального критерия энциклопедической значимости».
Категория для российских предпринимателей, добившихся успеха в области бизнес-образования и франчайзинга, в «Википедии» не предусмотрена. Зато о проекте, который принес Аязу большую известность, сети мини-кофеен Coffee Like, статья в «Википедии» есть.
Почему об Аязе и Like Центре много негативных отзывов?
Если вбить в поисковик «аяз шабутдинов отзывы» — негатива предостаточно. Плохие отзывы, которые цитируют в «разоблачениях», можно найти о любых продуктах Like Центра — «Скорость», «Концентрат».
Но отзывы сами по себе говорят больше о психологии человека, чем о бизнесах и продуктах. Люди активно делятся отрицательным опытом в интернете, а о положительном пишут редко.
Like Центр не удаляет отзывы, ни реальные, ни фейковые. В 90% случаев под негативными отзывами можно прочитать ответ компании.
Очень строго в Like относятся к рекламациям — например, требованиям клиентов вернуть деньги при отказе от участия в программе. Обращения обязательно рассматриваются и отрабатываются на 100%.
Операционные проблемы, конфликты с сотрудниками, неоправданные ожидания — это знакомо и небольшим, и крупным компаниям. Like Центр не исключение.
Аяз Шабутдинов — мошенник?
Развод лохов, мошенничество, лохотрон.
Подобные обвинения в адрес Аяза встречаются часто. Однако нужно понимать, что мошенничество — уголовно наказуемое преступление.
В программах Like Центра участвуют тысячи предпринимателей. При таком масштабе деятельности найти доказательства мошенничества не составило бы труда. Никакая популярность не спасла бы Аяза от уголовных преследований.
Одно из резонансных «разоблачений» принадлежит экс-чиновнику Министерства природных ресурсов, экс-депутату Мосгордумы, предпринимателю и бизнес-тренеру Андрею Ковалеву. Ковалев выступает против «инфоцыган» (так пренебрежительно называют представителей инфобизнеса, подозреваемых в мошенничестве).
Конфликт между предпринимателями в июле 2019 вышел за рамки интернета (где Аяз, например, вызывал Ковалева «на дуэль») и дошел до суда. Савеловский районный суд города Москвы удовлетворил иск о защите чести, достоинства, деловой репутации Аяза Шабутдинова к Андрею Ковалеву. Публикации в Instagram были удалены, теперь Андрей ведет себя более осторожно.
Среди обвинений Ковалева — Аяз не имеет реального опыта в бизнесе, чтобы учить других. К вопросу о том, какой деятельностью и с какими результатами занимался Шабутдинов, мы еще вернемся.
«Золотой мальчик» и сын миллионера с огромными связями
В Сети гуляет версия, что Аяз — из состоятельной семьи бизнесмена, чуть ли не «пивного короля». Историю о бедном детстве он выдумал ради пиара.
Родители основателя Like Центра действительно предприниматели. Этого никогда не скрывал сам Аяз.
Однако и рассказы о жизни в Куеде — тоже правда: деревянный дом с земляным полом, отсутствие горячей воды, угольная печь.
На этом видео, опубликованном в 2014 году (сфальсифицировать дату в соцсетях невозможно), одноклассник поздравляет Аяза с днем рождения и вспоминает детство.
Предпринимательская деятельность не делает человека автоматически богатым. На сайте-справочнике Rusprofile можно посмотреть информацию о компаниях, руководителем или учредителем которых был папа Аяза, Шабутдинов Рифат Рафкатович.
Предприятия малого бизнеса в поселке Куеда Пермского края, большинство ликвидированы. Самая заметная компания в списке куединского «магната» — завод по производству безалкогольных напитков.
Именно с рассказов об этом заводе начинается блог «Из Куеды», который Аяз завел в 2013 году. Отцовский завод был убыточным. Аяз решил помочь семейному бизнесу и подробно описывал свои шаги и достижения: как выбирал дизайн этикеток, как распространял лимонад в магазины. Всё это и сейчас можно прочитать в его блоге за 2013 год.
Никакого секрета из деятельности родителей и своего участия в спасении семейного бизнеса Аяз никогда не делал.
Чем занимался Аяз до того, как стал известным?
В биографии Аяза Шабутдинова нет «темных пятен» — ему не исполнилось и тридцати лет.
Будущий миллионер родился в 1991 году в Ижевске. Когда Аязу было 4 года, семья переехала в поселок Куеда Пермского края.
В 2004 году ученик поселковой школы попробовал себя в бизнесе. Взял деньги в долг у родителей и закупил товары-приколы.
После 9 класса переехал в Ижевск, поступил в гимназию. Начал участвовать в КВН и запустил второй бизнес — стихи на заказ.
В 2009 году Аяз поступил в Удмуртский государственный университет на специальность «Государственное и муниципальное управление».
В студенчестве работал ведущим, сценаристом в творческой группе «8 человек» и агентстве «Арт-премьер», продолжал играть в КВН в команде «Сборная Ижевска».
В середине 2012 года решил помочь своему отцу с заводом по производству лимонада. В январе 2013 будущий миллионер завел блог «ВКонтакте» и поставил цель: 2 миллиона рублей выручки в год.
В апреле 2013 года остановился в хостеле во время поездки в Екатеринбург и загорелся идеей открыть хостел в Ижевске. Так начался его первый серьезный бизнес.
Где Аяз взял деньги, чтобы открыть Like Hostel?
Собственных накоплений у студента не было. Деньги на хостел, 100 000 рублей, дали не «родители-миллионеры». Средства искали вместе другом и партнером Александром Авериным. В результате ребятам помогла девушка Александра, которая взяла кредит. На эти деньги удалось зарегистрировать фирму, снять 4-комнатную квартиру, купить часть оборудования.
В мае 2013 года открылся первый хостел. Скоро появились и первые франчайзи — люди, которые захотели скопировать бизнес-модель. В августе того же года на Аяза вышли инвесторы и купили 80% доли за 10 миллионов рублей в компанию и 800 000 лично в руки основателю.
Coffee Like: самая большая сеть кофе-баров или самый большой развод?
«Кофе Лайка» не существует. Франшиза «Кофе Лайк» ничего из себя не представляет.
Таких заявлений в интернете можно найти много.
Сейчас кофе на вынос продают на каждом углу и в большом, и в маленьком городе. В 2013 году тренд только набирал обороты. Аязу пришла идея открыть мини-кофейню при хостеле.
Первую точку Аяз и его партнер Зуфар Гарипов открыли в Ижевске, но не в хостеле, а рядом с университетом. Через пару недель кофе-бар вышел на точку безубыточности. Решено было развивать сеть кофеен.
Знания упаковали во франшизу. Уже в 2014 году Coffee Like вошел в 10 лучших стартапов малого предпринимательства по мнению Forbes. В 2016 году стал российским лидером в своем сегменте.
Сеть пережила несколько серьезных потрясений. Проблемы с качеством при быстром росте, снос торговых точек, падение рубля в 2015, когда склады были пустыми, а банки перестали выдавать займы.
В первое время недорогую франшизу покупали подписчики блога Аяза, молодые люди без опыта в бизнесе. Более 40 точек пришлось закрыть из-за их убыточности.
Эта проблема заставила руководство пересмотреть менеджмент качества и выстроить строгую систему отбора франчайзи: из 2000 заявок одобряли только 15 кандидатов.
В 2018 году Аяз Шабутдинов продал свою долю в Coffee Like топ-менеджерам издательства АСТ Павлу Гришкову и Александру Богуславскому. Компания была оценена в 200 миллионов рублей.
Об истории бизнеса, своем большом опыте и продаже Coffee Like Аяз эмоционально рассказал на форуме «Трансформация» в сентябре 2018.
Like Центр — секта!
Танцуют, обнимаются и говорят банальные вещи.
Чему учат на курсах Like Центра?
По мере того, как рос опыт Аяза Шабутдинова, росло и количество его компаний. Хостелы и кофейни объединились в холдинг Like.
Аяз брал уже существующие бизнесы и помогал им масштабироваться. В разное время в Like входило до 40 различных компаний. Головной офис переехал из Ижевска в Москву.
Молодой предприниматель захотел поделиться своим опытом с другими начинающими бизнесменами.
20 марта 2015 года был запущен первый курс Like Центра — компании, сочетающей в себе образовательный и продюсерский центры. Ее цель — научить начинающих и действующих предпринимателей строить бизнес, а также инвестировать в наиболее успешных учеников.
Флагманский шестинедельный курс «Долина» был посвящен развитию практических навыков и освоению бизнес-инструментов. Прямо во время обучения слушатели создавали продукт, привлекали инвестиции, автоматизировали бизнес и строили продажи.
Сейчас его место занял аналогичный проект — «Скорость».
В сентябре 2019 года курс «Скорость» попал в перечень обучающих программ в рамках проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», опубликованный Министерством экономического развития РФ.
Формат курсов Like Центра — эдьютейнмент, то есть сочетание обучения и развлечения (музыка, небольшая физическая активность). Большая доля времени посвящена изучению инструментов бизнес-моделирования, финансового учета и планирования, маркетинга и т.п., практическим домашним заданиям.
К созданию программ Like Центр привлекает экспертов-спикеров с доказанным опытом в бизнесе.
Где найти доказательства того, что Аяз не жулик?
В этой статье представлены ссылки на авторитетные СМИ, которые пишут о деятельности холдинга Like и Аяза Шабутдинова, опираясь на факты: Forbes, «РБК», «Коммерсантъ».
Также Аяз участвовал в телевизионных передачах «Первого канала», в шоу телеканала «Пятница» «Секретный миллионер». Все подробности о его бизнесах (с цифрами) можно найти в блоге и на его сайте.
И так, вы прочитали очередное «разоблачение» об Аязе Шабутдинове. На поверку оказывается, что скрывать ему нечего — любые данные о биографии и бизнесах есть в открытом доступе.
Подписывайся на наш канал и поставь лайк.