Все, кто застал в более-менее сознательном возрасте времена СССР, наверняка вспомнят Генриха Боровика, журналиста и политического обозревателя. Но Боровик был ещё и сценаристом, он создал сценарии для нескольких фильмов, в числе которых был один художественный - «На Гранатовых островах», вышедший в 1981 году. Этот остросюжетный
политический триллер удивительным образом предсказал события, случившиеся через пару лет.
Генрих Боровик взялся за тему, в которой разбирался досконально, - политику. А за постановку взялась режиссёр Тамара Лисициан. И это весьма необычно, потому что ранее в активе Тамары столь сложных картин не было. Напротив,
она занималась фильмами сказочными: в 1973 поставила «Чиполлино», а в 1977 - «Волшебный голос Джельсомино».
Тем не менее, сценарий политического триллера её захватил. А захватывающего там было много. По сюжету группа журналистов ООН инспектирует некую вымышленную тропическую страну, ту самую республику Гранатовые острова, и убеждается, что там всё спокойно. Но
как только журналисты покидают республику, туда тайно вторгаются США. И всё потому, что чуть раньше стало известно, что на Гранатовых островах нашли нефть. Поразительно знакомый поворот событий!
Разумеется, Боровик был человек опытным и знающим, но, согласитесь, такой дар провидения даётся не каждому. За последние несколько десятков лет этот кинематографический сценарий реализовался неоднократно, но самое любопытное, что
в 1983 году, через два года после выхода фильма, США вторглись в Гренаду всё по тем же мотивам и используя привычные методы агрессии.
Картину «На Гранатовых островах» большей частью снимали на Кубе, которая и изображала выдуманное государство. А роли в ней сыграли знаменитости: Людмила Чурсина, Эве Киви, Кирилл Лавров, Евгений Лебедев, Николай Волков, Александр Белявский, Ростислав Плятт, Андрей Харитонов. И если, например, Кирилл Лавров выступил в традиционном для себя амплуа человека с безупречной репутацией, честного и неподкупного, то Ростислав Плятт, запомнившийся всем как безобидный пастор Шлаг, здесь появился в образе прожжённого црушника, настоящего гангстера от политики.
Поскольку лента замышлялась как остросюжетная и динамичная, где события несутся с огромной скоростью,
у авторов всё-таки не хватило возможностей полностью раскрыть каждого главного персонажа, хотя наверняка Генрих Боровик досконально описал своих собратьев по перу.
Тем не менее, в фильме есть узнаваемые герои, которые неизменно проявляются в любой кризисной ситуации: тот самый неподкупный репортёр, который ради правды пойдёт прямиком на пули (Лавров), видавшая виды стервозная журналистка, которая в последний момент оказывается способной на нравственный выбор (Чурсина), тихоня-фотограф, прикидывающийся безобидным бывшим узником концлагеря, а на самом деле оказывающийся недобитым нацистом-подлецом (Волков).
Некоторые сегодняшние зрители говорят, что
«На Гранатовых островах» - это очередная агитка в духе классической советской пропаганды,
но согласиться с этим сложно. Ведь герои истории - вовсе не граждане СССР, яростные и бескомпромиссные борцы за мир, большая часть персонажей - люди с Запада. Но, по замыслу Генриха Боровика, и они очень различны: кому-то важна выгода, кому-то важна правда.
И в заключение отмечу, что в ленте звучит небезынтересная фраза, что
нефть, найденную на Гранатовых островах, стоило бы преподнести президенту США как подарок к выборам.
И совершенно очевидно, что за прошедшие с выхода ленты 40 лет в мире изменилось очень многое, но кое-что осталось неизменным.
А вы смотрели этот фильм? Каким вы его увидели: действительно политическим триллером, поразительно актуальным и сегодня, или пропагандистской тягомотиной?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296