Кастомизация – от англ. to customize – настраивать, изменять что-то, делая более подходящим под нужды конкретного потребителя — индивидуализация продукции под запрос конкретного потребителя путём внесения конструктивных или дизайнерских изменений (обычно — на конечных стадиях производственного цикла). Например, нанесение рисунка на приобретаемую в интернет-магазине футболку по заявке покупателя или изготовление свадебного торта с поздравительной надписью.
Основная задача кастомизации — создать у покупателя ощущение, что работа сделана лично для него и удовлетворяет его личные потребности.
Самый привычный нам пока вид кастомизации часов – смена ремня и гравировка задней крышки/браслета. Но это самая простая стадия, - на западе направление кастомизации часов существует давно и успело превратиться в целую культуру.
Кастомизация может быть двух видов – «фабричная», назовем это так, когда при заказе покупатель сам «собирает» часы из предложенных вариантов, и self-made, когда уже владелец сам в имеющихся часах заменяет какие-либо детали.
При «фабричной» кастомизации можно выбрать цвет корпуса, безеля, стрелок, циферблата, ремешка, реже — различные формы корпуса, механизмы и стекла.
Сегодня компании, которые предлагают кастомизацию своих часов, встречаются все чаще, причем в различных ценовых сегментах.
Например Piaget при заказе своих фантастически тонких Altiplano Ultimate Concept предлагают выбрать цвет циферблата, платины механизма, отделку стрелок и ремешка. По словам Пиаже, существует более 10 000 возможных комбинаций! Это означает, что крайне маловероятно встретить кого-то еще, кто тоже абсолютно такие же часы.
Кастомизация также очень важна для молодежи, это отличный способ самовыражения, способ показать свою индивидуальность, выделиться. А для производителей часов, которые уловили тренд, это отличный способ привлечь аудиторию.
Так, Swatch запустил новую линейку Swatch X You с девизом «PICK A DESIGN, MAKE YOUR SWATCH" (выбери дизайн – создай свои SWATCH)», которая предлагает собрать себе часы по вкусу выбрав верхнюю и нижнюю часть ремешка, пряжку, цвет корпуса и циферблата, а также дополнительные аксессуары. Такой подход обеспечивает клиентам бесконечное множество опций и, в результате — персональный аксессуар, продолжение личности своего обладателя и, своего рода, талисман. Ведь хозяин всегда чувствует некое родство с вещью, которую он создал.
Онлайн сервис Fossil позволяет покупателю выбрать цвет корпуса, безеля, ремешка, циферблата и нанести гравировку. Модифицировать правда пока можно всего три модели.
Популярное американское часовое кастом-ателье Undone предлагает купить либо готовые часы, либо собрать свой вариант.
Вот например, интерпретация знаменитой серии пилотских хронографов. Часы получили название Undone Type XX, что прямым текстом указывает на оригинальную модель. Можно выбрать цвет ремешка, циферблата, стрелок, либо глухую заднюю крышку, либо с прозрачным окошком, а также добавить на циферблат свое имя/инициалы/любое слово.
И еще:
Но народные умельцы занимались апгрейдом своих часов еще до того, как кастомизация проникла на стадию производства. Спрос рождает предложение, и вот появились и торговые площадки, предлагающие разнообразные детали, и часовые ателье, готовые создать «такие же, но с перламутровыми пуговицами».
Наиболее известные «магазины запчастей» - это площадка eoniq.co, кастомайзеры heyobokies.com, www.dlwwatches.com, seikocrown и подобные.
Что можно выбрать? Да все!
Цвет корпуса, цвет безеля, цвет циферблата, форму и цвет стрелок, цвет диска даты, цвет ремешка, плетение браслета, заводную головку. Кстати, Сейко наиболее часто нам встретившиеся кастомизированные часы.
Что касается кастом-ателье, то два самых известных - это французская студия MAD Paris и их конкуренты-англичане Bamford Watch Department. Оба ателье имеют аккаунты в Инстаграм, где можно посмотреть, на что способна фантазия, подкрепленная деньгами.
MAD Paris существует более 10 лет, работают в основном с люксовыми марками такими как Rolex, Audemars Piguet и Patek Philippe.
MAD Paris - независимая студия. Это значит, что для кастомизации они идут и покупают часы, как все, по обычной цене, а потом работают над ними.
Недавно директор MAD Paris Пьер Люре поделился тонкостями работы с редактором GQ : «Черный цвет – главный тренд, с которым мы работаем постоянно с момента создания студии. Также клиентам часто нравится ghost-версии часов (это модели, лишенные всех элементов циферблата). И есть довольно существенный спрос на часы с драгоценными камнями.» О процессе окраски: «… модель нужно целиком разобрать. Чтобы качественно прокрасить каждую деталь, даже самые маленькие элементы прежде нужно промыть, отполировать, а затем сатинировать или подвергнуть пескоструйной обработке. После все детали попадают в специальную вакуумную камеру, в которой происходит процесс окрашивания». MAD Paris используют профессиональную печь Easy Bake для нанесения краски на часы, которая стоит и на лучших швейцарских мануфактурах. «После предварительного нагрева в камеру пускают газ, который полностью покрывает часы. У процесса есть очень крутое название, которое я использую в будущем, чтобы назвать так мою хардкор-группу: Ionic Pulverization», – рассказал Люре.
Чаще всего MAD Paris работают с Rolex, перекрашивая корпуса в матовый черный цвет или камуфляж и добавляя драгоценных камней на безель и циферблат. В среднем часы после кастомизации MAD Paris стоят 2-3 млн рублей.
Ghost - кастом Rolex от французской студии MAD Paris. Яркий полированный голубой корпус и браслет (частично сатинированный) и фирменный студийный черный циферблат с совершенно не выделяющимися на его фоне временными отметками.
Rolex Milgauss. Лаконичная модель – стальной корпус, белый циферблат, логотип Rolex, осыпавшиеся арабские цифры и надпись «Who cares I’m already late». Создано всего пять экземпляров, каждый из которых стоил 18 200 долларов (это почти в два раза дороже классической модели Milgauss).
"Bamford Watch Department" - английская компания-кастомайзер. известна своими коллаборациями с часовыми марками сегмента люкс: Rolex, Audemars Piguet, Panerai. Основатель ателье, Джордж Бэмфорд, создал Bamford Watch в 2003 году.
Все началось с кастомизации собственного Rolex, и по сей день часы этой марки составляют львиную долю кастомов ателье.
Идея Джорджа Бэмфорда заключается в том, что высшая роскошь - объединить то, что, по его мнению, является самой важной часовой компанией в мире, с индивидуальным опытом ношения. Он хочет, чтобы люди знали, что он носит Rolex, и он также хочет, чтобы они знали, что он не носит стандартный Rolex. Для Джорджа это цель его продуктов.
Бэмфорд знает, что для многих людей достаточно просто обладать чем-то действительно хорошим, но правда также и то, что большинство людей хотят чувствовать себя уникальными, хотят показать себя через предметы, которые носят.
Коллаборация с арт-студией Rodnik Band - выпустили лимитированную серию часов “Snoopy” в честь популярного персонажа – пса Снупи из серии комиксов Peanuts. Часы в корпусе из стали и золота поставляются в футляре в виде собачьей будки вместе с брелоком и флешкой.
Кстати, Ролекс не одобряет все эти кастомизации. Rolex считает, что, поскольку они прикладывают столько усилий к узнаваемому дизайну и тому, что модно сейчас называть ДНК бренда, наличие различных дизайнов вредит имиджу, создает путаницу среди клиентов и ухудшает внешний вид. Другими словами, Rolex вкладывает много времени и усилий в то, как выглядят их часы, и хочет убедиться, что когда люди видят Rolex на чьем-то запястье, они получают высококачественный опыт, который люди ассоциируют с брендом.
Rolex никогда не производил и, возможно, никогда не выпустит часы в черном цвете, что, по иронии судьбы, является одним из самых востребованных типов часов Rolex на заказ на рынке.
Разумеется, все кастомизированные часы теряют гарантию производителя, но все же люди готовы платить деньги, и немалые, и готовы смириться с потерей гарантии от Ролекс в пользу гарантии от Bamford.
Однако ателье занимается и официальными коллаборациями, например с Zenith и Tag Heuer.
Одна из последних коллабораций – с Джеймсом Томпсоном ака Black Badger (мастер по работе с композитными текстурами, создатель твердого люминесцента и высокотехнологичных колец из углеродного волокна и титана. Эксклюзивный материал Black Badger производится в виде твердых блоков, которым задают желаемую форму вручную или методом машинной обработки. Показатель поглощения и излучения света у этого материала очень высок. Кроме того, твердый состав обладает большей плотностью, а значит, и большей яркостью и долговечностью).
В кастоме, созданном на базе TAG Heuer Carrera Calibre 5, циферблат сделан из кофе в прямом смысле этого слова, то есть, это не только цвет, но и материал. Кофе был специально обжарен и размолот в популярной кофейне Да Маттео в Гетеборге. Затем этот специальный кофе был сформован в заготовки циферблата и обработан вручную, чтобы подчеркнуть естественный блеск и цвета материала.
Кстати, с 2017 года BWD выпускает часы и самостоятельно.
Еще одно ателье Designa-individual - основано двумя художниками-дизайнерами из Бельгии в 2011 году. Братья Виктор и Моррис Рампель (создатели бренда) решили объединить современные технологии с ювелирным искусством, чтобы создавать аксессуары с уникальным дизайном. В том же году Designa Individual представила свою первую коллекцию телефонов класса люкс в корпусах, изготовленных из высококачественных ювелирных материалов.
Несмотря на то, что основатели ателье - бельгийцы, зарегистрирована она в Москве. Сегодня DI Manufacturing производит эксклюзивные часы и получает звание «Изготовление на заказ самого легкого Rolex Daytona».
Ребята имеют в арсенале коллаборации с Чайкиным и Jacob&Co.
P.S. Оказалось, что раритетный Rolex с Микки Маусом все-таки тоже кастомизация. Мнения сходятся на том, что не было у них такого варианта в фирменном каталоге.