Найти тему
Мировая История

Расхожая ложь: русско-японская «маленькая победоносная война»

Существует крылатое выражение: «маленькая победоносная война».

Обычно его используют как характеристику военной кампании некоего большого и могущественного государства против заведомо более слабого и маленького противника — собственно, ввиду большой разницы в силах между атакующей и защищающейся сторонами в пользу первой эта война и характеризуется заведомо как маленькая и победоносная. При этом, она вовсе не обязана быть таковой на самом деле; история знает немало случаев, когда затея с нападением на заведомо более слабого противника втягивала агрессора в такой переплёт, от которого он потом долго не мог оправиться. Один из наиболее ярких из ближайших к нам в исторической перспективе примеров — печальная военная кампания США во Вьетнаме, подарившая психике американского общества такой надлом, с которым, кажется, оно не может справиться до сих пор. Война США с Вьетнамом стала синонимом ироничного использования выражения «маленькая победоносная война», а мем про вьетнамские флешбеки имеет немалую популярность за пределами англоязычного Интернета.

Однако, несмотря на известность выражения в народе, далеко не все знают обстоятельства её возникновения. Принято считать, что данная фраза обрела популярность после того, как её употребил Вячеслав Константинович Плеве в 1904 году, бывший на тот момент министром внутренним дел в Российской Империи, в разговоре с Алексеем Николаевичем Куропаткиным, который на тот момент являлся военным министром. Куропаткин упрекнул Плеве в принадлежности к «банде политических аферистов», якобы подтолкнувших Россию к войне с Японией, на что Плеве ответил: «чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война»...

Во всяком случае, такую версию разговора Куропаткина и Плеве приводит некий А. А. Морской в своей книге «Исход российской революции 1905 г. и правительство Носаря», ссылаясь на некие неизданные мемуары Куропаткина — как оказалось впоследствии, несуществующие, потому что Куропаткин не писал мемуаров, зато писал дневник, в котором данный разговор с Плеве упоминается, но не упоминается та самая фраза, ставшая крылатой.

В конечном счёте, доподлинно неизвестно, действительно ли считал Плеве русско-японскую войну нужной России, хотел ли он сказать то, что сказал, и сказал ли то, что хотел сказать. Как бы там ни было, трио в лице Плеве, Куропаткина и Морского, желая того или нет, запустили на целые поколения один из примеров вопиющей исторической лжи — ведь многие недостаточно знакомые с историей России до 1917 года (отнюдь не редкость в наши дни), услышав о «маленькой победоносной войне» и едва поглядев на поверхность истории возникновения этой фразы, сразу же делают вывод, что обезумевшая от своей кровожадности Россия тогда напала на ничего не подозревавшую и ни в чём неповинную Японию, и передают другим. А это не правда.

Правда же заключается в том, что это Япония напала на Россию в попытке реализовать свои амбиции регионального гегемона, Россия же была первым и главным камнем преткновения перед японцами на данном пути, поскольку она на тот момент практически уже была владелицей Дальнего Востока. России эта война была не нужна — зачем воевать за то, что у тебя и так уже практически в кармане? Бесцельность войны могли использовать и в революционных кругах как повод для выступлений, если бы кому-то там до неё было какое-то особое дело, поэтому точка зрения на русско-японскую войну как на способ выпустить пар из внутриполитической кастрюли совершенно абсурдна. Печально наблюдать, что до сих пор находятся люди её исповедующие.