Образование в России: кто, как и чему учит наших детей, и почему родителям не стоит рассчитывать на качественное общее образование или энтузиазм педагогов.
Российское общее образование испытывает немало проблем -это дефицит кадров, невысокий уровень заработной платы, нагрузка на учителей, переполненные классы.
Эффективность школьного образования складывается из многих компонентов - это квалификация учителей, образовательных программ, стимулирования педагогов и многого другого.
Возможно ли получить качественное образование при несовершенствах современной системы образования?
Своими размышлениями с ForPost поделился Леонид Евгеньевич Перлов, учитель высшей категории и почётный работник общего образования России. Он работает учителем географии в московском лицее «Вторая школа».
«Дёшево и быстро»
Педагог считает, что качественное государственное образование — это для государства достаточно дорогая вещь, а высококвалифицированный учитель должен стоить дорого. Только вот само государство не считает эти расходы первостепенно важными и оправданными, поэтому, дающих качественное образование школ становится всё меньше и меньше.
«Сегодня эффективность школы рассматривается исключительно с экономической точки зрения. Есть понятие эффективности экономической, о педагогической эффективности речи нет. Здесь уместна знаменитая триада: быстро, дёшево, хорошо. Так вот, из трёх элементов реализовано одновременно может быть только два и никогда три. Видимо, выбран вариант «быстро и дёшево», в ущерб «хорошо», — полагает Леонид Перлов.
Неблагоприятный прогноз
Сегодняшняя установка на финансовую целесообразность приводит к тому, что фигура учителя-педагога становится в школе практически лишней.
«Прогноз неблагоприятный для будущего поколения. Дело не только в знаниях. Педагогика — это многоплановая вещь: есть педагогика-дидактика (обучение), есть педагогика-воспитание, и одно без другого не работает. Сегодня практически все усилия, которые я вижу со стороны государства, направлены на дидактическую сторону педагогического процесса», — говорит Леонид Перлов.
По мнению учителя, воспитательной стороне уделяется «очень однобокое и неконструктивное» внимание - акцент делается лишь на военно-патриотическом воспитании.
В данный момент очень широко внедряются цифровые технологии. «Электронная школа» нацелена на то, чтобы впихнуть максимальное количество информации в ученическую голову, причём с минимальными затратами, а такое понятие как «педагог», в его классическом понимании, активно вытесняется из школы, добавил учитель высшей категории.
Читайте по теме: В России ввели новые правила проведения ЕГЭ
Энтузиасты не встраиваются в систему
Ошибочным стоит считать предположение качественного школьного образования, которое достигается за счёт творческих, увлечённых своим предметом педагогов. Наоборот, новаторы из школы вымываются, они в систему не встраиваются.
«Сегодня школа строится в расчёте на усреднённого ученика и унифицированного педагога. Учитель с инициативой, с собственными разработками и задумками неудобен школе. Удобен учитель, способный работать в стандарте. Образовательный стандарт, внедряемый в педагогическую систему, губит педагогику как таковую. Но не бывает стандартных детей и учителей: это не гайки и не болты», — объясняет ситуацию педагог.
Кроме Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), существует ещё и профессиональный стандарт учителя. Соответствовать этому стандарту просто невозможно. В противном случае, каждый учитель обязан уметь абсолютно всё - от игры на губной гармошке до программирования. Также, он обязан владеть методиками работы с особенными детьми, независимо от их заболеваний. Он должен владеть сурдо-, тифло-, олигофренопедагогикой, логопедией и дефектологией, причём на профессиональном уровне.
«Это всё равно что требовать от музыканта, чтобы он, скрипач, одинаково профессионально играл также на ударных и всех прочих инструментах», — говорит Леонид Перлов.
По его мнению, хорошо бы акцентировать несовместимость понятий «педагогика» и «стандарт». Это оксюморон. Всё равно что «сухая вода».
Учительница дефицитная моя
Однажды, экс-министр образования РФ Ольга Васильева высказала тезис о возможности совмещения преподавания разных дисциплин. Она утверждала, что учитель физики может преподавать биологию. Вызвавшую изумление фразу на самом деле можно воспринимать буквально, ведь в школах острая нехватка кадров, на уровне 10–11%.
По данным исследования Высшей школы экономики выяснилось - нехватка учителей наблюдается в 48% российских школ. Из-за неукомплектованности встречаются неожиданные сочетания дисциплин педагогами-предметниками.
Многие учителя, чтобы повысить уровень зарплаты, соглашаются работать на полторы-две ставки. С другой стороны, увеличение нагрузки становится не способом стимулирования, а причиной выгорания и ухода специалистов.
«Одна из причин — новая система оплаты труда, согласно которой учителей в школе должно быть как можно меньше, средняя квалификация их должна быть как можно ниже, а нагрузка как можно больше», — считает учитель высшей категории Леонид Перлов.
Сегодня, школе не выгодны грамотные и профессиональные кадры. Чем больше в школе учителей высокой квалификации, тем меньше будет средняя зарплата в этом учреждении. Потому что фонд зарплаты придётся делить на всех, разъяснил педагог лицея.
А сам учитель заинтересован в заполненных классах, ведь зарплату он получает подушно, по головам, введено «чудовищное понятие «ученико-час». При этом верхнего предела заполняемости классов, согласно действующим нормам, просто не существует. Но зато есть нижний. И тогда, если в классе меньше 25 человек, оплата учителя снижается.
Читайте по теме: Путин назвал новую дату проведения ЕГЭ
Советы родителям
Леонид Перлов дал несколько советов родителям нынешних школьников.
«Во-первых, побольше самостоятельно заниматься собственными детьми. Не рассчитывать на то, что государство решит проблему их воспитания и образования», — рекомендует педагог.
Во-вторых, продолжает Леонид Перлов, главная беда сегодняшней системы образования - это предусмотренное законом положение учителя как работника сферы услуг.
«Я бы хотел, чтобы родители воспринимали этот момент адекватно. Образование и воспитание — это не услуга, а системообразующая институция, на которой, по идее, должно строиться будущее. К сожалению, сейчас этого нет», — отметил он.
Леонид Перлов также считает возможным, для помощи детям, привлечение репетиторов. Только необходимо учитывать, что квалификация сторонних учителей не всегда соответствует тому, что они говорят о себе, предостерегает собеседник ForPost.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках.
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями! Не забывайте оставлять свои комментарии, по волнующим Вас темам