Эксперты обсуждают, почему цифровое будущее в школе вдруг наступило – и не обрадовало
Дистанционное образование, о неизбежности которого так уверенно говорили многие, случившись вдруг и тотально, удивило собственных адептов. Оказалось, что живое общение в образовательной среде – это ценность, которую никто не готов терять.
Или это только пока?
Экспертное удивление
Буквально на днях - в самом конце мая - НОЦ урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина опубликовало экспресс-анализ и оперативный же прогноз развития некоторых общественных процессов, которые, как представляется исследователям, спровоцировал – или проявил – новый коронавирус.
Один из этих общественных процессов – это как раз образование.
«Несмотря на свой потенциал, - указано в прогнозе последствий пандемии COVID-19 на ближайшие 5-7 лет «Мир после» - дистанционное образование оказалось не столь эффективным в условиях карантина, как ожидалось».
Для начала исследователи аргументируют этот вывод ссылками на зарубежные СМИ, в которых «можно найти множество публикаций, где не только эксперты, но студенты и школьники говорят о том, что дистанционное образование имеет не меньше минусов, чем плюсов».
Например, в публикации в The New York Times под названием "What Students Are Saying About Remote Learning" – "Что говорят студенты о дистанционном образовании" - некая Ханна из Нешвилла процитирована примерно так:
«Я скучаю по прогулкам по коридорам с моими друзьями. Я скучаю по тому, как сижу в классе с учителем и другими учениками, веду дискуссии и задаю вопросы. Я скучаю по шумной и сумасшедшей столовой. Я действительно скучаю по вещам. Я даже не подозревала, что люблю свою школу".
Что касается России, то тут внезапное дистанционное обучение, судя по опубликованному анализу, выявило банальное отсутствие необходимой техники и у учеников, и у учителей: не у всех пока россиян, как нечаянно выяснилось, планшеты-компьютеры и несколько гаджетов на руках:
«В России вынужденный переход школ к формату дистанционного образования обнажил проблему отсутствия у образовательных учреждений, преподавателей и учеников необходимой технической инфраструктуры».
Хотя пусть и не экспертно, а, так сказать, эмпирически - в дистанционных разговорах с ближними и дальними - легко устанавливается, что в России дети тоже скучали по школе и, страшно сказать, по учителям...
Экспертные выводы
«Переход общества к дистанционной форме жизнедеятельности произошел вынужденно, без должного процесса адаптации, без согласия и принятия “новой действительности”, что вызвало естественное отторжение трансформации образа жизни со стороны многих людей», - признают учёные.
Чуть задержимся на тезисе про «без согласия и принятие «новой действительности».
Согласия на «удалёнку» действительно никто ни у кого не спрашивал – так уж коронавирусно получилось.
Для чистоты эксперимента и, соответственно, вывода, хотелось бы сравнивать коррелируемые данные. К примеру, сколько человек согласились получать образование в дистанционном формате, имея возможность не соглашаться. И сколько человек затем передумали…
Тем не менее, располагая и теми данными, которые есть «на сейчас», учёные подумали и решили, что надежды на тотальную дистанционку не оправдались :
«Физическое воплощение образовательных учреждений не исчезнет, оно лишь будет развиваться и становиться более комфортным, поскольку в этом есть реальная необходимость. Для образовательного процесса важно присутствие в конкретном пространстве, которое стимулирует человека заниматься конкретной деятельности, важна реальная модерация со стороны педагогов, важны живые отношения и живой диалог между учениками. Дистанционное образование в нынешнем его виде не может выполнять функцию социализации молодых людей и, ожидаемо, провоцирует процесс ослабления дружеских связей между школьниками и студентами, поскольку исчезает ядро этих отношений — живые встречи и живое общение».
И всё же цифра
И всё же не стоит думать, что идея дистанционного образования сошла со сцены.
Скорее, она теперь перегруппировывается и формулирует первоочередные задачи. В конце концов, надо же помнить экспертную оговорку в связи с проваленным первым опытом тотальной образовательной «удалёнки» - про «без должного процесса адаптации»…
«Дистанционный формат не может выступать абсолютной, равнозначной альтернативой аналоговому формату, однако он позволяет сделать жизнь проще, удобнее и рациональнее…» - настаивают учёные и эксперты НОЦ урбанистики и киберантропологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.
Надо только начать обучать обучающихся навыкам тайм-менеджмента и самодисциплины, а учителей и преподавателей – методикам и навыкам преподавания в цифровой среде, предлагают они.
То есть, резко столкнувшись с необходимостью дистанционности и виртуального, а не реального общения, система образования и в России, и в мире, испытала шок. Настолько сильный, что как прогнозируют учёные, в ближайшее время в этой сфере – как и в других - можно будет наблюдать “офлайн-бум” глобального масштаба.
Ну, соскучились люди друг по другу!
Однако спустя недолгое время технологический комфорт возьмёт своё:
«Через некоторое время люди вернутся к мысли о необходимости ежедневного использования технологий и техники, которые позволяют осуществлять многие действия и процессы в дистанционном формате максимально эффективно и комфортно», - написано в издании.
Что ж, поживём и, судя, по всему, очень скоро увидим... Очередной раунд борьбы за образование "из рук в руки" и за обучение с помощью технологий дистанционных коммуникаций явно не за горами.
Возможно, мы даже обнаружим установившийся баланс сил. На какое-то время.