Глотая горькие слёзы одиночества, сидела у окна совей старой хаты Баба Глаша, вспоминая свою жизнь. Прошло более 5 лет после смерти её сына Александра, которому было 40 лет, а мужа схоронила и того раньше уж 10 лет как. Нет, она не была одинока, была ещё у неё дочка, Надежда, свет для неё, да жила она в соседней области у неё была своя семья, дети, которые уже были взрослые и отучились в институте, но к бабушке не спешили никогда, поэтому она была редкий гость у своей матери. Хоть и созванивались с ней раз в неделю, но старушка ждала помощи в старости, но никогда не просила об этом свою дочь, а та и не торопилась особо с этим. Были ещё родственники, соседи, по-первости, помогали ей во всём, но со временем как это бывает у всех свои дела и заботы, и постепенно отвернулись от неё все. Жалели, конечно, но на помощь как раньше не спешили.
Родилась она в семье, как раньше говорили, где семеро по лавкам сидело, да она старшей была. Жизнь началась взрослая рано, как и у всех детей в послевоенное время. Родители работали в колхозе, от зари до зари она дома за братьями да сёстрами присматривала, по хозяйству хлопотала. Хоть и маленькое оно было, да присмотр нужен был, то кур покорми, то поросят, корову подоить и вечером с пастбища забрать, то поесть приготовь, да дома убери, в огороде прополоть, да полить надо было, вот 10 летняя Глаша и стала в одночасье взрослая и главная помощница в семье. Летом было проще, а с приходом осени начиналась школа. Учиться, Глаша, очень любила, впитывала знания как «губка», всё ей давалось легко в этом деле, вот она и разрывалась между учёбой и деревенским бытом. И мечтала поехать после школы учиться в город на фельдшера. Время шло, лето сменяла зима и так по кругу, исполнилось ей 18 лет. Стала Глаша, девушкой статной всё при ней «кровь с молоком» как говорят, от женихов отбоя не было, да всем отказывала она, родители часто говорили, что должна помогать им с братьями да сёстрами, хоть те и подросли уже. Из всех выделялся один парень Степан, высокий, крепкий, косая сажень в плечах, богатырь одним словом. Глаша отвергала и его ухаживания, но со временем поняла, что при его появлении и румянец появляется на щёках и дыхание сбивается, да и сердечко девичье трепетать начинает, как только он на неё посмотрит. Так к ней пришла первая и единственная любовь, как покажет время. Но и о мечте своей всё думала, понимала, что в деревне ей ничего не светит, кроме как быстро выйти замуж, нарожать детей и идти работать в колхоз, как и родители.
Вот на пасху вся семья собралась за праздничным столом, отмечая светлый праздник. Верующими их назвать было нельзя, это скорее была традиция доставшаяся от родителей, да и устои того времени не позволяли подобного, все таки отец был комсомолец. И завела Глаша разговор о том, что хочет в город поехать учиться на фельдшера, профессию выбрала подходящую для деревни, хороший фельдшер всегда нужен, и с домашней скотиной и в колхозе всегда работа будет, в душе её теплилась надежда, что родители поддержат её и согласятся. Не ожидала услышать твёрдый отказ в этом от них. «Ишь, чего удумала, родных братьев и сестёр хочешь на произвол бросить, нет помочь матери по хозяйству, решила она уехать в город. Вертихвостка непутёвая выросла, а не дочь и помощница », негодовал отец Константин после просьбы Глаши. Её мама Галина, не посмела сказать слово против отца, хотя жалела и понимала свою дочь. Но такой уклад был в их семье, что муж скажет так тому и быть.
После услышанного, в слезах выбежала Глаша из дома, побежала к местному озеру, которое находилось рядом. Дом родителей стоял на отшибе деревни, можно сказать, что сразу за ним начиналась опушка леса, да озеро «Студёное», как его называли в деревне. К нему она часто стала бегать последние несколько лет. Там в зарослях плакучих ив, которые свои ветви опускали почти до воды, скрывая её от посторонних глаз, могла она вдоволь наплакаться из-за своих мелких обид и печалей, которых становилось всё больше и больше. Ивы стали её невольными слушателями и соучастниками, изредка движимые ветром ветви касались девушки, тем самым как бы выказывая свою поддержку и жалея её.
Константин, был суровый по характеру мужчина, лишнего ласкового слова не скажет, но дочь любил, хоть и своей суровой любовью. После войны, которую он встретил в Польше, вернулся домой, и начал постепенно настраиваться быт в семье, Глаше, как раз минуло 5 лет. По началу, пришлось тяжело, много не хватало, постепенно родились ещё дети, и семья стала расти, колхоз помог построить новый дом для молодой семьи, деревня активно оживала, начали везде появляться новые дома и новые жильцы. Семья не жила богато, отец старался сделать всё, чтоб его семья не голодала и имела необходимое для жизни. Во всей этой житейской суете он и не заметил, как его старшая дочь стала невестой и красавицей.
Как водится, в деревне все росли на глазах и нечего не скроешь от посторонних глаз, так соседи, да и сам отец Глаши стали примечать, что Степан ухаживает за его дочерью, то цветы у околицы полевые находит утром, то букет сирени, у её окна. Такая кандидатура в мужья для своей дочери его очень устраивала. На деревни ни кто не мог ничего плохого сказать про него. Парень был серьёзный не гуляка и не задира, да и в руках его всё спорилось по хозяйству. Чем не отличный муж для Глаши рассуждал отец.
Так Глаша, осталась дома, а не прошло и месяца, как отец привёл в дом молодого парня Степана, недавно вернувшегося из армии. До армии, Степан пытался ухаживать за Глашей, да только она без внимания оставляла все его попытки, хотя парень ей и нравился, она строго соблюдала наставления родителей: «помогай дома, будь опора матери», тут уж не до личной жизни и любви было.
Степан был самый завидный жених на деревни, родители его, так же как и все в деревне работали в колхозе, но он был единственным сыном у родителей. Как говорил его отец Николай: «единственный наследник и главный его помощник». И он с детства оправдывал надежды отца, был работящим парнем, всегда помогал и слушал родителей. Родился Степан зимой, и мать, Анна, долго восстанавливала своё здоровье после этого, а на следующую весну опять готовилась стать матерью, но произошла несчастье, которое и сделало Степана, единственным сыном в их семье. Анна, потеряла ребёнка, и ко всему прочему пришлось делать операцию, после которой речи о новых детях не могло быть. Женщина тяжело переживала по этому поводу, Николай поддерживал свою любимую супругу и говорил: « На всё воля Божия, что не пошлёт всё к лучшему», он не был верующим человеком, но других слов просто не мог подобрать, чтоб поддержать супругу, да и наличие сына не давало обоим впадать в уныние. Вот так и жили и радовались за сына, который рос крепким и здоровым парнем.
О том, что сын ухаживает за Глашей, он знал, да и как не знать, когда в деревне про то все говорили ему. Такая невестка ему нравилась и работящая и нрав кроткий, хорошая жена будет для сына. Единственное, что его не устраивало это семья невесты, люди они были порядочные хорошие, но бедные по меркам Николая. Думал, что баловство это со стороны сына, пока молодой, а вот после прихода сына из армии понял, что нет. И решил он поговорить с сыном по-мужски по взрослому, что семья у девушки бедная, и они с матерью желают ему самого лучшего в жизни, а там что, одна голытьба только. Так он уговаривал сына пересмотреть кандидатуру невесты. После этого разговора Степан не разговаривал с отцом несколько дней, они не поругались, но не понравилось парню слова отца о его будущей жене, обиделся он, не мог понять, почему отец не одобряет его выбор, почему сомневается в нём самом.
Анна, видела разлад между мужем и сыном и спросила об этом у Николая. Тот не стал скрывать от жены разговор с сыном. Ничего не сказала женщина, только, вышла из дома закрывая лицо руками, Николай вышел следом, не понимая реакцию жены на его слова. А Анна сидела на завалинке рядом с хатой и вытирала слёзы. На вопрос мужа, что случилось, она ответила: «так я тоже была с такой семьи и твой отец, так же говорил, но ведь ты же не отказался от меня пошёл против воли родителей, а сына и слышать не хочешь. Разве ты пожалел о своём выборе 20 лет назад или плохо мы живём?» Совестно стало Николаю от слов жены, ведь она права была. Вспомнил он разговор с отцом, и что произошло, когда родители отказались благословлять его брак с Анной, как он ушёл из дома после свадьбы и жили они у родителей Анны, а со своими родителями он не общался до рождения Степана. Обняв свою жену Николай сказал, что за всю жизнь ни разу не пожалел о своём выборе, кроме одного раза. После этой фразы Анна напряглась вся, понимала о чем муж говорит, не родила она ему много детей, только Степана, посмотрела на мужа, а он ухмыляясь продолжил: « щи очень пересолила вчера полдня потом воду ходил пил » и обняв супругу засмеялся. У Анны отлегло от сердца, она погрозила ему кулаком и прильнула к нему. Так и сидели они еще, некоторое время, отдыхая и любуясь наступающим закатом, когда медленно, но неумолимо вечер сменяется ночью и деревенская жизнь замирает, чтобы с первыми лучами солнца закипеть вновь с новой силой.
На следующий день, решил поговорить с сыном опять, когда начал разговор, сын прервал его и сразу сказал, что если не согласны родители, он без их согласия всё равно жениться на Глаше. Вспомнил себя в этот момент Николай, и остановил сына, дал согласие на брак. Сказал, что в молодости так же повел себя с родителями, только те его не хотели слышать, а они с матерью будут рады любой невестке, главное чтоб молодые любили друг друга. Да с внуками просил не затягивать, очень хочется внуков увидеть при жизни и надеется понянчиться с ними, чем очень смутил сына, никогда раньше они не говорили так между собой.
Обрадованный решением родителей Степан решил не откладывать разговор с Глашей, хотел как можно скорее поговорить и сделать предложение стать его женой, его не смущало, что они даже не считались парой, так как даже не гуляли вместе ранее, как это было у его друзей. Вечером как обычно молодежь собиралась на вечерки, как говорили в то время, рядом с деревней была полянка, куда приходили потанцевать и попеть под гармонь. А когда пришло время расходиться по домам кто по парам, кто порознь подошёл Степан к своей сердечной зазнобе рассказать о своих чувствах и намерениях жениться на Глаше. С замиранием сердца слушала она своё первое признание в любви от парня, которого уже несколько лет любила сама, но помня наставления родителей о помощи дома и присмотром за детьми, со слезами на глазах отказала ему, сказала, что родители не дадут согласие на этот брак между ними. Да и надежда о том, что она сможет поехать учиться в город не оставляла её. Степан был очень огорчён отказом, но для себя решил, во что бы то ни стало добиться руки и сердца, Глаши.
На следующее утро он принял решение поговорить с Константином о своём намерении взять его дочь в жёны. Был разгар сенокоса и после обеда, когда полуденный зной дал возможность мужчинам косарям небольшой отдых, Степан подошел к лежащему, в тени телеги отца Глаши. Не стал он ходить вокруг да около, а прямо сказал о своих намерениях. Константин выслушал парня и ответил, если дочка согласна, то присылай сватов на покров, как раз уборка закончится, да озимые уже посажены будут, вот и сыграем свадьбу. А вечером сказал, что вместе домой пойдут там всё и решим. Насильно выдавать дочь он не будет. Так Степан появился в доме Глаши. Родители дали возможность поговорить молодым людям и своих чувствах наедине, и Глаша дала своё согласие на брак, хоть и не оставляла надежды о своих мечтах об учёбе в городе.
Время прошло быстро и на покров молодые сыграли свадьбу. Жить они стали в доме дедушки и бабушки Степана. Родители Николая души не чаяли во внуке, да и возраст уже стал давать о себе знать. Несколько лет назад отошёл с миром дедушка Степана, бабушка долго горевала, но узнав о скорой женитьбе внука, поговорила с его родителями и в скорости переехала доживать свой век к сыну. Внуку оставила свой дом, чтобы было, где молодой семье начинать свою новую жизнь.
Зажили молодые мирно и спокойно как говорят «душа в душу», обживаясь на новом месте и настраивая свой быт. Как то вечером рассказала Глаша своему любимому мужу о своей мечте, стать фельдшером. Надежда не покидала её, думала, что муж поддержит её в этом стремлении и мечте детства. Степан, понимал, что для этого нужно будет переехать жить в город, в деревне нет возможности для такого. Сказал, что нужно обдумать всё, да и время покажет.
Вот весной как то, придя с работы пораньше и отпросив с работы супругу, Степан сказал взять с собой аттестат и что они уезжают на пару дней в город. Глаша, ничего не понимала для чего это мужу, но спорить не стала. По приезду в город остановились они в доме у знакомых, которые раньше жили в их деревне, а утром проснувшись вместе с женой, пошли местное училище подавать документы, Степан на механизатора, а Глаша на фельдшера. Она не могла поверить, что муж услышал её и решил исполнить заветную мечту, ведь после того разговора они к этому не возвращались, да и сам захотел получить нужную для колхоза профессию. Так оба молодых человека стали учиться заочно, потому что дома в родном колхозе тоже нужно было работать, да и дома какое ни какое, а хозяйство было.
Степан, после разговор с женой думал несколько дней об этом и решил спросить совета у отца. Николай выслушал сына и одобрил, но сыну предложил тоже идти учиться не хотел, чтоб Степан всю жизнь был пастухом, да и к технике душа лежала у парня. А с хозяйством, когда они будут на учёбе, они с матерью помогут, об этом может не думать. Осталось только обговорить всё с председателем колхоза, чтоб отпускал на время учёбы его с женой.
Председатель колхоза, Григорий Павлович, был мужчина дальновидный и сразу согласился на это, как ни как, а свой механизатор и фельдшер всегда в хозяйстве нужны. Потому что не было своих и приходилось в случае чего вызывать из города, что не всегда было удобно, да и долго. Он позвонил в город, связался с директором училища и они обговорили, как лучше поступить в этой ситуации, так как очное обучение не было возможно, то договорились, что учится молодая семья, будет заочно, а практика у них каждый день в колхозе будет. Экзамены и зачеты будут раз в полгода приезжать сдавать со всеми. Директор сразу предупредил, что поблажек никаких не будет не зависимо от того, что люди работают в колхозе. Что Григорию нужны люди, знающие свою профессию, а не для галочки. На что он сразу согласился, так как сам это понимал. Вот так сбылась надежда и мечта Глаши.
Прошло много лет с тех пор, родились и выросли дети, потом внуки. Дети в деревне не остались, Степан с Глашей сделали всё возможное, чтоб дети получил образование. Дочка вышла замуж за военного и уехала с ним с другую область, сын остался работать в городе, где так же обзавелся семьей. А стареющие родители жили и дальше в деревне, их никогда не покидала надежда на лучшую жизнь не для себя, но для детей. Помогали, как могли детям, летом на каникулах все внуки гостили у них.
В одну из зим заболел Степан, поначалу казавшаяся простая простуда быстро переросла в воспаление лёгких, в больницу ехать он отказался, и очень скоро Глаша осталась одна. Потеря Степана сильно сказалась на женщине, она на глазах постарела за пару лет. Всегда живая и бойкая женщина ходила как в воду опущенная, ощущая своё одиночество, внуки к тому времени подросли, и интерес к бабушке и деревне у них пропал. Дочь, Надежда, ссылаясь на постоянную занятость, реже и реже приезжала к ней. Сын, Александр тоже был редкий гость в её доме, ссылаясь на постоянную усталость после работы, только звонил и спрашивал как у неё дела. Глаша никогда не жаловалась детям на свой быт, в её душе была надежда, что дети сами вспомнят и приедут к стареющей и слабеющей матери.
Через несколько лет внезапно умер сын. Жена Александра, Ольга, сказала Глаше, что у него были проблемы с сердцем, о которых она не знала, якобы сын не хотел зря тревожить мать. Вот так она осталась практически одна. После похорон сына, Глашу, соседи перестали узнавать. Она очень осунулась, осанка стала сгорбленной, видно было, что последние события очень подкосили Бабу Глашу, как ее называли соседи. Куда только делась энергия и жажда жизни старушки, недоумевали все. После смерти сына, её дочь Надежда приезжала к матери всего два раза на несколько дней, всегда суетная постоянно, куда-то торопящаяся, даже толком, поговорить не было времени, у дочки с матерью. Глаша не обижалась на дочь, надеялась, что вот постарше станет, поймёт.
Глотая горькие слёзы одиночества, сидела у окна совей старой хаты Баба Глаша, вспоминая свою жизнь, и в душе её как и всегда была надежда на что то светлое….
Вот и получается, что всю жизнь мы живём и в душе у нас всегда есть надежда на что то светлое на лучшее, мы в это верим, это даёт нам силы в те моменты, когда казалось их уже ни на что нет.