Найти тему

Письмо Деду

Оглавление
ЭТО - БИТУМ!
ЭТО - БИТУМ!

Здравствуй мой дорогой дед Сан Саныч!

Это внук твой Саша!

Дедуль, я давно обещал тебе написать свои соображения по использованию тяжелых/сверхвязких нефтей для производства качественных дорожных вяжущих и вот, пришло время, решился.

Начать думаю следует с ситуации с нефтью в целом.

Тут недавно коллеги по битумному несчастью "запилили" статью о том, что с битумами в стране в принципе все нормально, их только не хватает, т.е. вопрос качества, вяжущих вообще не раскрывался, он у них как бы по умолчанию: «с качеством все в порядке».

Но я хотел бы обсудить обратную сторону «битумной» медали, Дедуль.

Дело в том, что падение цен на нефть «вылезло боком» там, где не ждали, а именно в том, что у нас в стране нефтедобыча и нефтепереработка в одних руках и Роснефть или ГазпромНефть, Лукойл имели прибыль от нефти на уровне 70-60% именно от экспорта нефти, а остальное от нефтепереработки. Поэтому для них сейчас сверхважно минимизировать потери прибыли от нефти. А за счет чего это можно сделать? Тут есть два путЯ:

1. Увеличить глубину переработки и повысить выхода светлых (более дорогих) продуктов;

2. Повысить цену на битум и мазут до уровня дизельного топлива.

Последнее может остановить дорожную отрасль полностью т.к. во всех проектах стоимость БНД заложен ну никак не по 30 000 рублей за тонну. У них, конечно, есть еще третий пункт – это увеличить количество легких нефтей и газовых конденсатов в составе сырья для НПЗ.

Ну, тогда выхода мазутов и битумов просто упадут до 0 (ноля), как это делается на Орском и Хабаровском НПЗ.

Если Орск еще и реализует, то (простите мне мой французский) Г....НО, то Хабаровск (Бажаевский Альянс) уже давно всех послал с битумам "на..." и их не выпускает вовсе.

Вся Восточная Сибирь и Дальний Восток снабжаются битумами практически с двух НПЗ Омск и Ангарск, Ачинск не в счет, то же вместо битума у них идет полное Г… и в этом сезоне (как ни странно) это Г… еще Г-стей. (Химический групповой состав этого Г... я тебе пришлю, если будет интересно, дедуль.)

Самое печальное во всей этой ситуации то, что и Росавтодор, и РосДорНИИ и Минтранс оказались на стороне ВИНК-ов, а не на стороне дорожников!

Т.е. требования по повышению качества дорог растут, придумали дедуль срок службы 12 и 24 года, чтобы было проще банкротить дорожников, расценки для строителей снижаются, рыночные цены растут, а качество одного из основных материалов для дорожного строительства Битума - стабильно ухудшается.

Это - Дуктильность (Битум должен тянуться как жвачка)
Это - Дуктильность (Битум должен тянуться как жвачка)
Но для госструктур, которые должны, по идее, отстаивать интересы подрядных дорожных организаций, им почему-то проще и «теплее», прижаться именно к противоположной стороне, а не к той, интересы которой они должны отстаивать.

Проблему обозначили дедуль, давай поговорим теперь о способах ее устранения. ВИНКи очень не любят тяжелую, высоковязкую, нефть, она не качается по трубе, у нее очень низкие «светлые» выхода, хотя у нас в стране 2/3 запасов нефти - это нефть тяжелая.

Из-за этих нехитрых «особенностей» тяжелой нефти она стоит значительно дешевле чем нефть средняя и тем более легкая. Да это почти как стоимость битума в межсезонье, но в сезон то, БНД (в прошлом году доходил до 22 т.р. тонна, а в этом сезоне этот рекорд будет побит, «вангую», что цена будет доходить до 25, а может даже до 27 т.р. тонна т.е. фактически подойдет к цене ДТ, но качество БНД при этом останется на том же уровне.

Поэтому созрела ситуация, когда уже пора на отдельных мини-НПЗ (может даже в составе битумных терминалов) запускать легкую перегонку тяжелой нефти и получать хороший «жирный» гудрон и далее использовать его как компаунд с имеющимися «сухими» БНД либо же доокислять до полноценного БНД, но с НА ПОРЯДОК с лучшими характеристиками.

От себя могу сказать, что даже просто введение тяжелой нефти в имеющиеся на сегодня БНД улучшает дуктильность, снижает температуру хрупкости, но не разогнанная нефть резко снижает температуру вспышки, что опасно для АБЗ. Поэтому легкая атмосферная отгонка легких фракций дала бы возможность получить материал, который может дальше превращаться как в полноценный БНД, но уже более высокого качества, либо идти как компаунд в имеющиеся битумы от ВИНК-ов, что тоже лабораторно уже подтверждено!

Вот такая песня дед!

Это - Дорога
Это - Дорога

Технически все можно решить в этой жизни Дедуль, инженерная мысль в нашей стране была и остается всегда на высоте, только мешает один нюанс –

у нефтянки и так "ВСЕ ХОРОШО", зачем им что-либо менять,

у Росавтодора тоже "ВСЕ ХОРОШО", вся ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СТРОИТЕЛЕ, им, как заказчикам, тоже нет смысла ничего менять.

Так и живем дед!

Здоровья тебе и оптимизма, я верю, что мое поколение все-таки изменит ситуацию с битумом к лучшему.

Да, и еще, самое главное дед:

СПАСИБО ТЕБЕ ЗА ПОБЕДУ!

С любовью и уважением, твой внук Саньчоус!