Разбираем, какую информацию можно найти в балетной программке. Расскажем, что такое либретто, кто такой капельдинер и чем отличаются разные редакции балетов.
Ставьте лайк и читайте дальше!
Балетная программка – это хроника балета. В ней указаны, кто руководит труппой, состав, какие балеты в репертуаре, какое место занимает тот или иной танцовщик в иерархии труппы, хореографы. Программку можно купить у капельдинера, он же подскажет места в зале.
Либретто, от итал. libretto – «книжечка», это литературная основа сюжета, его подробный сценарий. Источники сюжетов либретто – это сказки, легенды и художественная литература. Либретто пишут балетмейстер, композитор, постановщик или специальный либреттист так, чтобы идейное содержание и характеры героев раскрылись в пластических образах.
Синопсис. Это краткий пересказ либретто, который написан в программке, чтобы зритель легко понял сюжет балета.
Хореограф. Это художник, который создает рисунок танца. В его голове рождается музыкальный рассказ, воплощенный в движениях, фактически пишет партитуру для ног. Хорошие хореографы – редкость, и их ценят, как национальное достояние. Обычно хореограф определяет, какую музыку использовать в балете: классическую или современную.
Само понятие «хореограф» было введено Джорджем Баланчином, до этого хореографами называли тех, кто записывал последовательность шагов, а не тех, кто придумывал танец. Отсюда в классических балетах путаница с редакциями – не всегда известно, какая хореография была первоисточником.
Постановка. Если речь об оригинальной постановке, то подразумевается самая первая версия балета, его премьера. Классические балеты сегодня – это реставрация оригиналов. Оригинальная постановка не всегда лучшая. Например, многие ставят «Сильфиду» в постановке датчанина Бурнонвиля, а не оригинал Тальони. Новые постановки обычно обозначаются по году премьеры, хореографа или балетной кампании, которая заказала постановку балета. Например, «Спящая красавица» Ратманского для Американского театра балета.
Композитор. Иногда музыка создается специально для балета. Тогда это оригинальное музыкальное сопровождение к балету с учетом сюжета, хореографии и длительности танца. Раньше хореографы и композиторы работали над сценарием вместе, иногда привлекая худрука и либреттиста к работе. Например, так работали П.Чайковский и М.Петипа.
Художественный руководитель / балетмейстер – этот человек принимает все решения относительно репертуара (балеты сезона) и сценического состава – кто какие партии танцует. Он определяет, какие постановки ставить – классические или пригласить современных хореографов.
Теперь вы знаете основную информацию в программке и чем отличается один и тот же балет в разной редакции.
Мы советуем перед спектаклем всегда читать его описание. Но иногда интересно угадывать сюжет по хореографии и рисунку танца. Если в сюжетном балете вы задаетесь вопросом, что происходит, значит хореография неудачная.
В следующий раз расскажем, как из балетной программки узнать об иерархии в танцевальной труппе, почему не все солисты становятся примами, и почему балерину часто сравнивают с королевой балета.
Читайте также статью чем сюжетный балет отличается от бессюжетного. А также какие современные хореографы сейчас популярны.