Часть 5. Печора и ее притоки
Дорогие друзья, вновь приветствуем вас на нашем канале! В прошлых выпусках мы поговорили о судоходстве на Неве и Москве-реке (тут), реках Сибири (тут), Волге и Доне (тут) и притоках Волги (тут). Настала пора обратить взор на милый моему сердцу Русский Север.
Начнем рассказ с крупнейшей реки Европейского Севера - Печоры. Печора имеет длину 1809 км, берет начало в горах Северного Урала, протекает через территорию Республики Коми и Ненецкого автономного округа, и впадает, образуя дельту, в восточную часть Баренцева моря, на некоторых картах обозначенную как Печорское море (оно, в отличие от акватории возле Мурманска, прекрасно замерзает на долгие месяцы). Средний расход воды в устье Печоры 4100 куб. м в секунду, что ставит ее по этому показателю на третье место в Европе после Волги и Дуная. Однако, в отличие от своих конкурентов, берега Печоры отличаются редкостным безлюдьем. Непосредственно на ней стоят лишь два города, и то совсем небольших - Печора и Нарьян-Мар. На них и держится практически все нынешнее судоходство по великой северной реке: в Печоре действует речной порт, переваливающий грузы с реки на железную дорогу и обратно, а в Нарьян-Маре - морской, поскольку до моря оттуда всего сотня километров.
А что же раньше? По воспоминаниям первооткрывателя Воркутинского угольного месторождения Г.А. Чернова, в 1926 году на всю Печору было всего два пассажирских парохода: "Социализм", обслуживавший верхний участок от Троицко-Печорска до Усть-Усы, и "Республика", ходивший от Усть-Усы до Нарьян-Мара (города Печоры тогда еще в помине не было). Впоследствии Печора и ее притоки сыграли важную роль в освоении богатств Коми-края, последний бум речных перевозок наблюдался в 1970-е годы в период обустройства Вуктыльского газового и Усинского нефтяного месторождения и строительства новых городов Вуктыла и Усинска.
Потом, как и везде, наступил спад. Скоростные пассажирские "Ракеты" по Печоре больше не летают - новых не поступало, старые пришли в негодность. Доподлинно известно, что на плаву остается катер "Вангыр", шлепающий 194 км с шестью промежуточными остановками от Усть-Цильмы до Ермицы (граница НАО) целых 8 часов, а обратно и вовсе 9 с половиной. И всё это за какие-нибудь две тысячи рублей! Самым же популярным видом речного транспорта на Печоре стали автомобильные паромы и пассажирские катера-челноки, ибо ни одного (!) автомобильного моста через Печору так и не было построено:
Зимой, как это принято на Севере, на смену паромной переправе приходит ледовая. Это существенно облегчает переезд через реку, хотя владелец переправы, ООО "Газпром трансгаз Ухта", честно предупреждает водителей, что ответственности за сохранность стороннего транспорта он не несет:
Тема отдельного разговора - притоки Печоры. Крупнейший из них, Уса, являет собой своеобразное гидрологическое чудо - при относительно скромной длине (654 км), по водоносности она с лихвой превосходит втрое более длинный Дон. Впрочем, никакого чуда здесь нет - виной всему многоснежные зимы на склонах Полярного Урала, откуда Уса берет начало, и в целом довольно сырой климат местных предгорий. Немудрено, что даже в верхнем течении заполярная Уса выглядит весьма солидно, хотя большую часть года она проводит подо льдом:
Во времена оные перевозимые по Усе люди и грузы способствовали стремительному освоению богатств Печорского угольного бассейна и развитию сопутствующих производств. Ныне о тех славных временах напоминают разве что выброшенные половодьем и застрявшие на берегах разнокалиберные плавсредства, одно чуднее другого:
Старые воркутинцы помнят, как прогулочный теплоход радовал горожан даже на мелководной реке Воркуте! Но и это, как вы понимаете, осталось в далеком прошлом.
В прошлом осталось и судоходство по второму по значимости притоку Печоры - Ижме. Когда-то Ижма была транспортной артерией не хуже Усы - достаточно вспомнить, как в 1939 году доставляли на Ухтинский НПЗ первую ректификационную колонну. Морем до Нарьян-Мара, затем на барже вверх по Печоре и Ижме, а последние 12 километров - вообще по Ухте, воспользовавшись высокой водой. Ныне Ижма значение судоходной реки утратила и катит свои воды без особого толка.
На притоке Ижмы, реке Ухте, в 1930-40-е годы тоже весело посвистывали речные буксиры. Нынче об этом напоминает разве что полуразрушенный пирс возле нынешней теплоцентрали:
Нынешний удел реки Ухты - в лучшем случае моторные лодки. А жаль!
Таково положение дел с судоходством в бассейне Печоры. Радует во всей этой истории лишь одно - что его еще не угробили окончательно. И даже более того - продолжают готовить кадры техников и судоводителей в Печорском речном училище (теперь это, как водится, филиал не пойми какого питерского университета).
С чувством робкого оптимизма мы покидаем Печору, чтобы в следующем выпуске познакомиться с могучей Северной Двиной и реками ее бассейна.
Напоминаем, что наш канал является авторским и не использует фотоматериалы, полученные из посторонних источников.
Предыдущие выпуски:
Часть 1. Нева и Москва-река
Часть 2. Обь, Иртыш, Томь, Енисей
Часть 3. Волга и Дон
Часть 4. Кама, Ока, Шексна