То, что родители Вардана смирились с тем, что он ушел из спорта я понять еще мог. Но ведь оставалось семейное дело? Рассматривая фотографии сувениров, тапочек, стола, стульев, на которых работает Вардан, я почему-то вспоминал Страдивари, который так и не смирился с тем, что его сыновья не продолжили его дело. А тут вроде и дело не заброшено, но и не сидит сын в семейном цеху, колесит по всему свету. Впрочем, я решил, что в ходе беседы получу ответ на свой вопрос, поэтому просто продолжил разговор
- Тогда я даже не спрашиваю, почему стулья. Их в вашей мастерской и дома было достаточно. Причем стулья не магазинные, прочные.
- (смеется) Да. Со стульев я и начал, но все-таки выбор помогли сделать китайские артисты. А до стульев, пока я не видел китайцев, было еще жонглирование кубиками. В 1992 году мы сделали свой первый комплект цирковых стульев, я только освоил номер и меня местная труппа позвала на гастроли в Ташкент.
- О! А не с Гагиком Аветисяном (клоуном Чарли) вы случайно отправились на гастроли?
- Именно! Ташкент, Ливан, Катар, и многие другие страны того региона.
- Задам может быть странный вопрос. Вы уже знали, как спортсмен, который побеждает на многих турнирах, что такое аплодисменты. Равноценны ли они с аплодисментами цирковых зрителей?
- Разницы нет. Это ведь восторг, который проявляют зрители после твоего выступления. Но если вы спрашиваете о волнении, то волнуюсь я до сих пор. Перед каждым выходом! Словно в первый раз выхожу, даже приходится себя успокаивать. И это тоже, как в спорте.
- Помогает?
- Да. Помогает сосредоточиться на номере. От ошибок ведь никто не застрахован.
- А удавалось ли вам пересекаться где-то на гастролях с теми китайцами, которые невольно подсказали вам путь в цирке?
- Нет, я даже имен их не помню, они сложны для запоминания (смеется).
Да и много там таких гимнастов, это в России дефицит на артистов такого жанра. Кроме меня по всей России есть еще три, или четыре артиста, кто работает на стульях. Я еще не забыл кубики, но редко с ними работаю. Сейчас на подготовку номера нужно много денег, которые никто не дает, поэтому стулья, которые я делаю своими руками, меня выручают.
- Любопытно, как вы готовите новые номера со стульями? Дело в том, что мне как зрителю, кажется, что этом жанре что-то новое выдумать сложно. Разве что увеличивать количество стульев?
- Вы почти правы. Я вернусь к началу своей карьеры, чтобы было понятнее. Первые стулья у нас не очень хорошо получились. Пришлось весь комплект переделывать. Понимаете, я был не только –летчиком испытателем, но и конструктором. Номер зависит от качества снаряда, то есть в моем случае – стула. Каждый стул имеет свое предназначение, о чем зритель даже не догадывается. Стоит пирамида стульев и каждый стул имеет свою функцию. Поэтому новый номер действительно сложно выдумать, потому что сначала нужно изобрести новый стул. А начинал я с пяти. Добавил бутылки. Потом появился стол. Сейчас работаю на одиннадцати стульях. Каждая пирамида из этих стульев имеет свою конфигурацию, а значит, это уже новый номер.
Сейчас у меня три пирамиды и ни одну из них я не подсмотрел у кого-то из коллег. Каждая пирамида состоит из определенных стульев. Что получается сделать на третьем стуле в пирамиде, я никогда не стану делать на пятом, или шестом. Поэтому изготовление каждого стула требует особого подхода, выбора материала. Свой шестой комплект я сделал из шпона. Это облицовочный материал для мебели. Я взял миллиметровый дубовый шпон, спрессовал триста слоев, потом… это тайна (улыбается).
- Как лак Страдивари?
- Почти (смеется). Удивительный материал получается.
- Зачем вам цирк? Вы могли бы открыть свой столярный бизнес. У вас такие чудесные сувениры!
- Я впервые попал в цирк, не как артист. Программа, в которую я хотел попасть, имела ограничения по количеству артистов. Программу для выступления в России набирал Тигран Акопян (Сам он работал дрессировщиком и еще воздушный номер. Теперь она работает в Росгосцирке. На днях получил звание заслуженного артиста России). Он посмотрел мой номер, вздохнул и предложил работу мастера по реквизиту: «Не уйдешь, посмотрим по обстоятельствам. Будет место, время для номера, выпустим!» Так и случилось. Не помню уже кто ушел, но время для моего номера освободилось, и я стал выступать.
- А реквизит кому доводилось делать?
- Всем! Из кожи делал хлысты, шамберьеры, шоры для конных номеров, чешки, тапочки, всего не припомнишь. Да и имена этих артистов мало что скажут рядовому зрителю, который знает только известные династии. Есть мой реквизит и за границей. Зарубежные артисты охотно покупают мои изделия. То, что среди них есть артисты из Дю Солей, точно. Делал реквизит братьям Варданян, которые стали известны все стране после победы в «Минуте славы».
Продолжение следует…
Андрей ВАРТИКОВ фото из архива Вардана ВАРДАНЯНА