Найти тему
Хакнем Израиль

Особенности и отличия еврейского образования от светского

Рубрика #хакнем_иудаизм (посты на тему: еврейская традиция и современная еврейская реальность)

В предыдущих статьях, которые были посвящены обсуждению проблем ставших религиозными и приехавших в Израиль людей, я в основном говорил о «рядовом» человеке и происходящих с ним пертурбациях. В этой статье я хочу уделить внимание русскоязычным раввинам. Я не называю никаких имен и не имею в виду какого-то конкретного человека, или даже нескольких, но то, о чем пойдет речь, является неотъемлемой частью «русско-еврейской» действительности.

В наше время физическое местонахождение учителя уже не столь важно. Есть те, кто регулярно летает преподавать в страны диаспоры, но и те, кто не летает, сегодня, благодаря интернету, тоже относятся к «международному классу» и дают уроки по всему миру. Русскоязычных преподавателей Торы действительно очень много. Почти все они росли и воспитывались как светские люди, потом приобщились к Торе, серьезно и долго ее изучали. Среди них есть условная группа тех, которые довольно много учились, но основная часть их учебы представляла собой самостоятельную, импровизированную работу с источниками. Допустим, в результате такой человек закончил весь Вавилонский Талмуд и многие другие книги, и в итоге он не просто эрудирован в Торе, но и вообще глубоко в ней разбирается. Но этого, увы, недостаточно, и сейчас я постараюсь объяснить, почему.

Обычный религиозный с рождения мужчина в 5 лет уже учится в хедере, где 95% программы составляет Тора. Обучение там продолжается 8 лет. В последние три года в хедере мальчики изучают Талмуд, и уверяю вас, что преподаватель Талмуда в старших классах этой «восьмилетки» это всегда серьёзный специалист в предметной области. В 13-14 лет мальчик поступает в младшую ешиву и учится там до 16-17. Каждый день у него начинается с углублённого урока по Талмуду, который длится больше 2 часов. После этого молодой человек отправляется в высшую ешиву, где учится ещё от 3 до 5 лет, и на первых трех «курсах» там тоже есть ежедневный урок.

Для незнакомых с ешивской спецификой читателей требуется пояснить, чему в итоге обучен такой парень к своему двадцать первому или двадцать второму дню рождения, когда он собирается жениться, и за плечами у него 8-9 лет непрерывного «стажа» в Талмуде — на уроках, в парах со сверстниками и в индивидуальном режиме. Кроме приобретения обширных знаний в различных аспектах и законах Торы значительная часть времени и сил тратится на шлифовку правильного подхода к пониманию текста. Если мы попытаемся сравнить такое изучение Талмуда с получением начального и высшего образования в светской системе, то мы обнаружим ряд формальных отличий. В частности, в обычной школе и в университете из года в год меняются книги и программы: сборник задач по математике для 5 класса, для 11 класса и для второго курса мехмата — это три разные книги. В случае с изучением Торы из года в год изучаются одни и те же книги.

-2

Изучение Талмуда во многих местах начинается со второй главы трактата «Бава Меция», в которой говорится о законах возвращения пропажи: в каких ситуациях человек должен пытаться разыскать хозяина найденной вещи с целью вернуть ее, а в каких он может присвоить её себе. И понятно, что выпускник 8-го класса хедера, который хорошо учился, понимает весь текст и может объяснить все — как в самом тексте Талмуда, так и в трудах основных комментаторов. В младшей ешиве, и тем более в старшей ешиве преподаватель уже не объясняет текст Талмуда (готовясь к уроку, учащиеся самостоятельно проходят Талмуд с комментаторами) — вместо этого он атакует правильное, казалось бы, понимание этого текста и помогает учащимся открыть в нем новые смыслы и совсем другую глубину.

В конечном итоге, после стольких лет обучения у человека вырабатывается определённый «профессиональный» подход к вещам, который является неотъемлемой частью еврейской традиции, так же как соблюдение Субботы, запрет воровства и т. д. Вследствие этого, когда в процессе обучения других людей или во время индивидуальных консультаций возникает какой-то новый, актуальный вопрос, человек может и должен мобилизовать этот самый талмудический подход, чтобы на основании уже известного понять, каков будет ответ Торы на этот новый вопрос. И очень важно, чтобы преподаватель имел за плечами такого рода подготовку — особенно, если мы говорим о русскоязычном преподавателе, который практически всегда воспринимается «русской» публикой как настоящий раввин — т. е. тот, кто знает, и кому можно задавать вопросы.

В отсутствие правильно выстроенной внутренней системы появляется легкомысленность. Ради дешевой популярности у публики такой раввин поднимает «жареные» темы, допускает нескромные высказывания и действия. Но это еще не вся проблема.

Я серьезно занимаюсь изобразительным искусством и часто посещаю музеи, смотрю различные выставки. Мне неоднократно доводилось видеть как очередной экскурсовод стоит и объясняет публике что-то по поводу представленной живописи, и очень часто его слова не имеют к этой живописи никакого отношения, и ни один серьёзный искусствовед никогда бы не позволил себе нести подобную чушь. Но экскурсовод держится уверенно, говорит красиво и убедительно, и люди слушают, и им, судя по всему, нравится. Аналогичным образом, некоторые недостаточно подготовленные русскоязычные раввины, у которых появляются благодарные слушатели, в определенных ситуациях позволяют себе компенсировать отсутствие вышеописанного подхода обращением к своему «шикарному» прошлому, которое, в действительности, не имеет никакого отношения к Торе, и риск искажения сути вещей в данном случае очень велик. Конечно, здесь многое будет зависеть от наличия у импровизатора такта и чувства меры.

Понятно, что в еврейском религиозном мире во все времена случались искажения Торы. Бывает такое и сегодня. Но в случае с русскоязычными евреями, где почти 100% респондентов выросли вообще вне Торы, искажения носят намного более грубый характер. Серьезные представители мира Торы даже не отнесутся к этому как к искажению — они воспримут это как комедийную ситуацию.

Приведу пример, который поможет прояснить то, о чем я говорю. Один из выпускников ешивы «Торат Хаим» рассказал, что как-то раз он давал урок в синагоге, в зале присутствовали какие-то люди, в разной степени соблюдающие. И один простой еврей задал вопрос не совсем по теме: «Ребе, а ведь по Торе разрешено иметь любовницу»?

Любовница — это женщина, с которой человек вступает во внебрачную связь. И понятно, что внебрачная связь — это разврат, а «Б-г евреев ненавидит разврат» («Санэдрин 106а»). Такой вопрос был задан, прежде всего потому, что люди путают понятия «любовница» и «наложница», хотя они вовсе не идентичны. Связь с любовницей — это внебрачная интимная связь без обязательств, которая может прервана в любую секунду по желанию одной из сторон. Наложница — это нечто совсем иное. Это понятие, пришедшее из древнего мира, и означает оно совершенно конкретный социальный статус женщины, который определялся и жестко регулировался писанными и неписанными правилами, в зависимости от страны и религии, т. е. «наложница», как явление, не имеет никакого отношения к тому, что принято в современном раскрепощенном обществе.

В различные периоды в Земле Израиля, к сожалению, имели место и проституция, и различные проявления свободы нравов. Написано, что праведный царь Йошияу, который вырос без Торы и заповедей но совершил тшуву, уничтожил огнем и мечом иерусалимские публичные дома. Но в отличие от этих крайне порицаемых Торой явлений понятие «пилегеш», которое переводят словом «наложница», являлось законным статусом, который был частью юридической и нравственной конструкции общества того времени, что требует отдельного изучения. И современный человек ближе к пониманию происхождения Вселенной, чем к пониманию жизни прежних поколений и общественных норм, принятых у наших предков.

Книга Шофтим завершается словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему нравилось». Здесь имеется в виду, что люди были гораздо ближе к Торе и Всевышнему, и эта близость являлась основой их существования, и потому они не нуждались в иерархической общественной системе и искусственном насаждении религиозной морали. Я не планирую углубляться в тему «пилегеш». Скажу лишь, что «пилегеш» связана исключительно с одним определенным мужчиной, что это «почти жена», а значит отношения с ней несут в себе элемент брака, что требует некого подобия хупы при вступлении в отношения, и полноценного развода, если отношения прекращаются.

Я говорю о «пилегеш» лишь потому, что вопрос о любовнице, прозвучавший во время урока — это следствие одной из смешных, и при этом глубоко трагических ошибок раввинов-недоучек, которые пытаются представить любовницу как «пилегеш» и придать разврату какое-то оправдание.

#хакнем_иудаизм (👈 подпишитесь на наш новый хэштег).

Автор: #Александр_Айзенштат , художник и религиозный деятель. Москва, Иерусалим. [Из альманаха журнала "Мир Торы", выпуск 53].

-3