Я поступил в Военную академию тыла и транспорта в 1979 году. На первом курсе жильё предоставили не всем поступившим. Мне с женой и дочерью удалось снять частную квартиру в Ленинграде. Вот как это было, всё по порядку.
Как я уже писал, почти две недели мы прожили в городе Пушкине (Царское Село). В те годы, искать частную квартиру в аренду, очень трудная задача. Сейчас есть интернет, есть телефоны с интернетом, есть сайты с объявлениями, предлагающими в аренду частные квартиры на час, на сутки, на длительный срок. В 1979 году этого всего не было. Арендаторы с потенциальными арендодателями встречались на Львином мостике. Я на мостик не ходил, не было времени, мотался в Пушкин и из Пушкина. Но, от коллег услышал много всяких историй про процесс поиска квартиры, часто похожих на анекдоты.
Один офицер рассказал историю про то, как не он нашел, квартиру, а его нашла хозяйка квартиры. К нему на львином мостике подошла приятного вида женщина, предложила поехать и посмотреть квартиру. В квартире оказался накрытым, праздничного вида, стол. Офицер пытался выяснить, сколько стоит аренда квартиры, хозяйка настаивала на угощении. Постепенно офицеру стал понятен замысел хозяйки, она предложила ему пожить у неё на полном обеспечении, без оплаты, одному, без семьи, хотя бы полгода. От такого неожиданного предложения, офицер вежливо, но твердо, отказался.
Нам повезло, с помощью друга, получили телефон арендодателя. Квартира оказалась в самом центре Ленинграда, на улице Плеханова, в доме номер пять. Улица Плеханова начинается от Невского проспекта, справа от Казанского собора. Старинный дом-колодец имел одну арку со стороны улицы Плеханова. Квадратный двор внутри дома, в самом дальнем правом углу двора входная дверь прямо в квартиру. Возможно, это раньше была «дворницкая», жильё дворника. За входной дверью не было прихожей или коридора, была небольшая кухня, из которой две двери. Одна дверь в комнату, другая в туалет. В кухне кран с холодной водой и небольшая газовая плита. Комната метров восемнадцать с окном в заросший, кустами и травой, запущенный сад. В комнате старая, но, добротная мебель: раздвижной диван, шкаф для одежды, стол и три стула.
Хозяйка, пожилая женщина, назвала цену сорок пять рублей в месяц. Мы согласились, других вариантов всё равно не было, мотаться в Пушкин изрядно надоело. Квартира была свободна, мы заплатили за месяц и заселились. Первая ночь запомнилась нашествием клопов, я, не выспавшийся, отправился на занятия, жена искать отраву, для клопов. Выгрузили имущество из контейнера, появился холодильник и телевизор, жизнь налаживалась.
В академию можно было ходить пешком, что я и делал. Маршрут даже звучал потрясающе, не говоря о завораживающих, просто нереальных видах по пути: Казанский собор, Невский проспект, Адмиралтейство, Дворцовая площадь, Дворцовый мост, Стрелка Васильевского острова, Университетская набережная, Съездовская линия. Мне этот маршрут очень нравился. Мы с женой, даже, какое-то время, думали, что можно все три года снимать эту квартиру. Но, постепенно, выявились недостатки этого проекта.
Первый недостаток, это удар по бюджету семьи. Жена пока не работала, дочь надо устраивать в садик, нет прописки (хозяйка квартиры наотрез отказала). Сорок пять рублей, это около пятнадцати процентов моего денежного содержания. В академии мне дали лимитный талон (специальная форма для временной прописки), некоторые офицеры за деньги, эту самую прописку оформили (купили). Мы на эту покупку денег не наскребли.
Поговорили с дядей Лёшей, чтобы прописаться в его комнате, в городе Пушкине, он дал согласие. Я прошел три инстанции с полным наличием справок и документов, уткнулся в чиновника в паспортном столе, который процесс затормозил. Формально, не хватало полметра площади дядиной комнаты, чтобы прописать к хозяину, при полном его согласии, ещё трёх родственников. Чиновник очень прозрачно намекал на взятку. После того, как я пообещал набить ему морду, жена взялась за дело сама, меня уже не допускала. Она ездила и ходила с дочерью, давила на жалость, взяла его на измор, он нас прописал.
После оформления прописки, дочь устроили в садик, жена поступила на работу в Квартирно-эксплуатационную часть академии на должность счетовода. По слухам, если устроиться работать в академию, то скорее можно получить комнату в офицерском общежитии. Должность была свободна из-за «смешной» зарплаты – шестьдесят рублей. Жильё на первом курсе всё равно не дали. Выяснился и ещё недостаток житья в центре города. На улицах, в магазинах, на станциях метро всегда много народу, везде очереди. На Плеханова мы прожили год, пока, на втором курсе не получили комнату в офицерском общежитии, на девятнадцатой линии Васильевского острова. Об этом, несколько позже.
На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.
До следующих встреч, мои внимательные читатели.
Если вам понравилось, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.