Южная оградительная стенка Кронштадтского порта – гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты гаваней от волнового воздействия. Постройка представляет собой искусственный остров протяженностью 670 м, шириной основной линии 10-15 м с двумя широкими выступами на 55-60 м в сторону рейда. Это одно из первых геотехнических сооружений Петербурга, построенных при Петре I, сейчас – объект культурного наследия федерального значения.
За три века своего существования Южная оградительная стенка неоднократно восстанавливалась и реконструировалась. В 2018 году в ходе очередного обследования выявлено аварийное состояние сооружения, по результатам которого принято решение выполнить реконструкцию. О неудовлетворительном состоянии объекта свидетельствуют значительные крены и просадки подпорных стен, а также вывалы элементов исторической гранитной кладки, часть из которых упала и находится на дне Финского залива на глубине до 12 м. Главная причина возникновения дефектов – размыв засыпки основания подпорных стен в результате естественного разрушения ряжевых конструкций (несущих элементов основания) и воздействия волн.
Историческая справка: Стенки гавани, которые возводились около 300 лет назад, сооружались следующим образом: в лесу рубился бревенчатый сруб для ящиков-ряжей, в которых на высоте нескольких венцов от низу делалось дно. Затем срубы разбирали и частями по льду подвозили к месту строительства. Здесь их вновь собирали, ограждали прочно вбитыми сваями, вырубали прорубь и засыпали камнем до тех пор, пока срубы не становились прочно на дно. После этого на них возводили стенку определенной высоты.
В настоящее время получено положительное заключение госэкспертизы по проектной документации «Реконструкция сооружения №17 Южной оградительной стенки ПБ Кронштадт». Компания «ГЕОИЗОЛ Проект» (входит в Группу компаний «ГЕОИЗОЛ») разработала проект по заказу Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ.
Проектной документацией предусмотрены следующие мероприятия и конструктивные решения по восстановлению разрушенных участков Южной оградительной стенки:
- демонтаж лицевых блоков набережной;
- подъем блоков исторической каменной кладки со дна Финского залива;
- выполнение свайного основания из микросвай GEOIZOL-MP - устройство шпунтового ограждения;
- устройство шпунтовых свай;
- возведение железобетонных подпорных стен, стянутых между собой стальными анкерными тягами;
- восстановление первоначального исторического облика в части бетонных и гранитных поверхностей парапетных и подпорных стен.
Несмотря на кажущуюся простоту работ по реконструкции данного объекта, он представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, с которой может справиться только специализированная организация. Суть задачи – исключить выполнение крупногабаритных железобетонных конструкций и сохранить исторические элементы. Именно поэтому выбираются технологии, не требующие использования громоздкой техники и оказывающие минимальное воздействие на исторический памятник во время проведения работ.
Разработка и согласование проектной документации в необходимых инстанциях продолжалась порядка двух лет.
В процессе конструирования инженерами выполнен комплекс расчетов в программных комплексах Plaxis 2D, SCAD Office.
В ходе разработки проекта конструкторами были учтены следующие осложняющие факторы:
- расположение объекта в акватории Финского залива;
- высокая трудоемкость подъема исторических элементов гранитной облицовки со дна залива, в том числе по причине их заиленности;
- риск взрыва снарядов, оставшихся на дне после Великой Отечественной Войны;
- низкая температура воды и ее мутность (осложняет работу водолазов);
- конструктив памятника не позволяет применить многие стандартные решения,поэтому часть работ проводится с воды;
- разрушенные ряжи не только не выполняют свою функцию, но и мешают погружению новых строительных конструкций (шпунт, микросваи).