Найти тему
ГЕОИЗОЛ Проект

Воплощение воли Петра обретает новую жизнь

Объекты с богатой историей представляют особый интерес для современного строительного проектирования. Требуется особая инженерная смекалка, чтобы после проведения реконструкции объект культурного наследия не только продолжил полноценно функционировать, но и сохранил свой первозданный исторический вид.
Объекты с богатой историей представляют особый интерес для современного строительного проектирования. Требуется особая инженерная смекалка, чтобы после проведения реконструкции объект культурного наследия не только продолжил полноценно функционировать, но и сохранил свой первозданный исторический вид.

Южная оградительная стенка Кронштадтского порта – гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты гаваней от волнового воздействия. Постройка представляет собой искусственный остров протяженностью 670 м, шириной основной линии 10-15 м с двумя широкими выступами на 55-60 м в сторону рейда. Это одно из первых геотехнических сооружений Петербурга, построенных при Петре I, сейчас – объект культурного наследия федерального значения.

Южная оградительная стенка. Схема расположения.
Южная оградительная стенка. Схема расположения.
Южная оградительная стенка. Снимок из космоса.
Южная оградительная стенка. Снимок из космоса.

За три века своего существования Южная оградительная стенка неоднократно восстанавливалась и реконструировалась. В 2018 году в ходе очередного обследования выявлено аварийное состояние сооружения, по результатам которого принято решение выполнить реконструкцию. О неудовлетворительном состоянии объекта свидетельствуют значительные крены и просадки подпорных стен, а также вывалы элементов исторической гранитной кладки, часть из которых упала и находится на дне Финского залива на глубине до 12 м. Главная причина возникновения дефектов – размыв засыпки основания подпорных стен в результате естественного разрушения ряжевых конструкций (несущих элементов основания) и воздействия волн.

Общий вид Южной оградительной стенки со стороны понтонной переправы
Общий вид Южной оградительной стенки со стороны понтонной переправы

Историческая справка: Стенки гавани, которые возводились около 300 лет назад, сооружались следующим образом: в лесу рубился бревенчатый сруб для ящиков-ряжей, в которых на высоте нескольких венцов от низу делалось дно. Затем срубы разбирали и частями по льду подвозили к месту строительства. Здесь их вновь собирали, ограждали прочно вбитыми сваями, вырубали прорубь и засыпали камнем до тех пор, пока срубы не становились прочно на дно. После этого на них возводили стенку определенной высоты.

Историческая ряжевая кладка Южной оградительной стенки
Историческая ряжевая кладка Южной оградительной стенки

В настоящее время получено положительное заключение госэкспертизы по проектной документации «Реконструкция сооружения №17 Южной оградительной стенки ПБ Кронштадт». Компания «ГЕОИЗОЛ Проект» (входит в Группу компаний «ГЕОИЗОЛ») разработала проект по заказу Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ.

Проектной документацией предусмотрены следующие мероприятия и конструктивные решения по восстановлению разрушенных участков Южной оградительной стенки:

- демонтаж лицевых блоков набережной;

- подъем блоков исторической каменной кладки со дна Финского залива;

- выполнение свайного основания из микросвай GEOIZOL-MP - устройство шпунтового ограждения;

- устройство шпунтовых свай;

- возведение железобетонных подпорных стен, стянутых между собой стальными анкерными тягами;

- восстановление первоначального исторического облика в части бетонных и гранитных поверхностей парапетных и подпорных стен.

Подъем фрагмента исторической каменной кладки со дна Финского залива
Подъем фрагмента исторической каменной кладки со дна Финского залива

Несмотря на кажущуюся простоту работ по реконструкции данного объекта, он представляет собой достаточно сложную инженерную задачу, с которой может справиться только специализированная организация. Суть задачи – исключить выполнение крупногабаритных железобетонных конструкций и сохранить исторические элементы. Именно поэтому выбираются технологии, не требующие использования громоздкой техники и оказывающие минимальное воздействие на исторический памятник во время проведения работ.

Разработка и согласование проектной документации в необходимых инстанциях продолжалась порядка двух лет.

В процессе конструирования инженерами выполнен комплекс расчетов в программных комплексах Plaxis 2D, SCAD Office.

Расчетная схема поперечного профиля сооружения
Расчетная схема поперечного профиля сооружения
Изополя горизонтальных перемещений
Изополя горизонтальных перемещений

В ходе разработки проекта конструкторами были учтены следующие осложняющие факторы:

- расположение объекта в акватории Финского залива;

- высокая трудоемкость подъема исторических элементов гранитной облицовки со дна залива, в том числе по причине их заиленности;

- риск взрыва снарядов, оставшихся на дне после Великой Отечественной Войны;

- низкая температура воды и ее мутность (осложняет работу водолазов);

- конструктив памятника не позволяет применить многие стандартные решения,поэтому часть работ проводится с воды;

- разрушенные ряжи не только не выполняют свою функцию, но и мешают погружению новых строительных конструкций (шпунт, микросваи).

Схема расположения конструкций Южной оградительной стенки
Схема расположения конструкций Южной оградительной стенки
Конструктивный разрез
Конструктивный разрез
Поперечный профиль
Поперечный профиль