Найти тему
Семья-Дети-Карьера

Как рассказывать детям сказки, чтобы от них было больше пользы

Оглавление

Как вошла в нашу жизнь сказка, мы часто не помним, потому что обычно сказки нам начинают рассказывать очень рано. Но то, что они оставляют неизгладимый след на нас – это факт.

Вы наверно вспомните сейчас свою самую любимую сказку. Кто из героев вам больше всех понравился, а кто вызывал недоумение или злил? А теперь подумайте и проведите параллели между вашей жизнью, поступками, мировоззрением и с проявлениями вашего любимого сказочного героя. Есть эти параллели?

Сказки имеют разные цели. В самых простых историях, которые мы рассказываем детям – мы их знакомим с миром, этикетом, с особенностями поведения в обществе, правила безопасного обращения с предметами. В сказках растения и животные разговаривают на человеческом языке. О чём это?

О том самом простом, что растения тоже живые, они чувствуют! И животные тоже говорят, думают и чувствуют – на своём собачьем или кошачьем языке. Благодаря этим моментам ребёнок чувствует единство мира людей, животных, растений и невидимых материй.

Алексей Корзухин. Бабушка и внучка.
Алексей Корзухин. Бабушка и внучка.

Как сказка поможет корректировать поведение ребёнка?

С помощью сказки можно показывать способы действия в экстремальных ситуациях, можно научить понимать других людей и осознавать свои чувства. Да и банальное «что хорошо, а что плохо» легче усваивается в сказке, чем в нравоучениях.

Никому не приятно, когда его тыкают в свои собственные ошибки. А в сказке можно рассказать о мальчике или девочке, который попал в ситуацию, отреагировал таким-то образом, совершил такой-то поступок, потом случилось нечто. Потом герой осознал из-за чего это произошло, или ему подсказали, он исправил и победил. Сказка позволяет смотреть на ситуацию с безопасной позиции – со стороны, сверху, не будучи прямым участником истории, а всего лишь наблюдателем.

Сказка поможет отучить от вредной привычки, научить делать полезные вещи. Тем более надо ознакомиться с секретами сказок, как инструмента воспитания гармоничных и счастливых детей.

Есть целое направление в современной психологии – сказкотерапия, с помощью которой помогают как детям, так и взрослым преодолеть жизненные трудности, пересмотреть и переосмыслить своё мировосприятие и корректировать способы взаимодействия с миром.

Как рассказать эту самую сказочную историю, чтобы от неё была польза

Вначале подберите сказку или можете сочинить сами. В ней герой должен быть похож на вашего ребёнка и ситуация тоже. Например, если у вас трое детей, то в истории можно упомянуть о них. Жил-был мальчик, с красивыми кудрявыми волосами, звали его (называете имя вашего ребёнка или похожее по звучанию) и были у него брат и сестра старшие, а он младшенький.

Ситуация тоже должна чем-то напоминать ситуацию ребёнка. Например девочка обижается – и вы рассказываете ей сказку о Золушке. Золушке было плохо, её обижали, она рассказывала об этом мышкам, голубям, цветкам на дворе, и ей становилось легче. Потом пришла Фея-крёстная, и начались чудеса, а всё потому что Золушка имела очень доброе и благородное сердце, а делая многим добро она набрала себе армию сторонников из тех самых голубей, мышей и соседского мальчишки, который в нужную минуту крикнул, что в доме есть ещё девушка – Золушка и к её ножке тоже нужно примерить хрустальную туфельку. Т.е ряд предшествующих действий главного героя, способствовал положительной развязке истории.

Как усилить влияние сказки?

Но сказка сама по себе мало сделает. Намного важнее её обсудить, задавать вопросы, а что понравилось, а как можно сделать лучше? А почему так было не хорошо? А как ещё по-другому можно было бы сделать. А если бы ты был на месте героя в тот момент, чтобы ты сделал? Как это бы отразилось на ситуации? Есть ли там люди, которые напоминают твоих друзей, знакомых?

Очень полезно рисовать и лепить героев сказки. Тогда через мелкую моторику и глубинное осознание выстраиваются в голове ребёнка новые нейронные связи. Потом можно инсценировать новые ситуации с теми же героями сказки, слепленными из пластилина. На этот раз герой уже будет более осознанный, с новой моделью поведения и может попробовать разные сюжеты и разные реакции на ситуацию.

У сказок есть много тайн, которыми я буду постепенно раскрывать. А пока подумайте, какой историей или сказкой вы можете заменить простые указания «можно», «нужно» и «нельзя», которые не очень-то и помогают, а больше расстраивают и вас и вашего ребёнка.

Поделитесь своими идеями.

«Сказка ложь, да в ней намёк». А какой?