Почему-то домашняя работа у нас ни в грош не ставится. Обычный вечер. Мужчина пришел из офиса, где, возможно, весь день елозил на стуле, переписывался в чате с друзьями и играл в любимую компьютерную игру. Но он – устал. Он – с работы. А женщина, весь день крутившаяся как белка в колесе, должна его обслужить. А у нее еще и половины дел из списка не выполнено.
Конечно, мы намеренно заострили ситуацию, и говорить мы собираемся вовсе не об отношениях в семье, а о том, как можно женщинам более эффективно планировать свой день. В общем-то, с подобной проблемой сталкивались многие. И те, кто по тем или иным причинам сидит дома, отнюдь не оказываются в более выигрышном положении по сравнению с работающими дамами.
Домашнее хозяйство – это «черная дыра», которая способна затянуть в себя и молодую мамочку в декрете, и опытную домохозяйку, и любую работающую женщину, которой приходится разрываться между офисом и домом. Какой план ни составь, он все равно с треском проваливается. Отрицательный результат нервирует, что не лучшим образом сказывается на атмосфере в семье. Как женщинам рационально и эффективно планировать день и достигать всех намеченных целей?
Шаг первый: четко определите для себя основные «статьи расхода» вашего времени
Если хотите встать на капитанский мостик своей жизни, вам обязательно нужно научиться управлять временем. Иными словами, заняться тайм-менеджментом. Следите за собой в течение нескольких недель, записывайте чуть ли не поминутно, что делаете, дабы понять, куда утекают часы. Заведите для этой цели дневник (можете назвать его «судовым журналом»). Не стоит излишне детализировать все. Пусть минимальной единицей времени станут для вас пять-десять минут. До них можно округлять ваши «статьи расхода».
Шаг второй: критически посмотрите на составленный вами план дел на день
Аз и буки грамотного планирования – это четкая постановка задач. Чтобы оценить, насколько верно поставлена задача, спросите себя: «Что я хочу от этого дня?», «Какие три главных дела мне нужно выполнить?», «А соответствуют ли вообще мои текущие дела и заботы главным моим целям?», «Что случится, если я вычеркну это дело из списка?». Можно задавать другие уточняющие вопросы, поскольку если перед глазами у вас будут те пункты назначения, в которых ведомый вами корабль должен оказаться сегодня вечером, через неделю, через месяц, через год, вам будет гораздо легче справиться с составлением плана и повысить свою личную эффективность. Кстати, гуру тайм-менеджмента рекомендуют составлять два плана – для работы и для дома.
Шаг третий: подумайте, а не слишком ли много вы от себя хотите?
Периодически в каждом из нас просыпается перфекционист, который требует, чтобы в списке домашних дел было столько всего, что и за месяц не переделаешь. Возможно, вы раз за разом попадаете в ловушку завышенных требований к самой себе? Тайм-менеджмент поможет вам их выявить. Поразмыслите, насколько выполнимо все, что вы написали, с точки зрения обычного человека, а не супермена? Не слишком ли для одного дня? Чтобы это понять, поставьте напротив каждого пункта примерное время, которое потребуется для его исполнения. Иногда мы выделяем меньше времени, чем объективно требуется, а потом удивляемся своей якобы нерасторопности. Например, на приготовление обеда зачастую уходит не меньше часа (если это хороший комплексный обед), а то и больше. И глупо бронировать на него 30 минут. Также важно учитывать при составлении плана свои индивидуальные особенности. Кто-то справляется с задачами быстрее, кто-то – медленнее. Не стоит переживать из-за этого. Вообще, тут вам опять многое о вас самих расскажет ваш «судовой журнал». Допустим, он подскажет, когда вы обычно ходите в магазин, как предпочитаете готовить (на каждый день или сразу на два-три дня), в какое время вас отвлекает от дел телевизор… В дальнейшем стройте планы с учетом этих новых знаний.
Шаг четвертый: объявите борьбу пожирателям времени!
Поглотители этого бесценного ресурса встречаются нам на каждом шагу. Праздные разговоры, бессмысленные сериалы и ток-шоу, пикантные, но совершенно не нужные новости из мира шоу-бизнеса, соцсети и т.д. Также среди пожирателей, увлекающих вас в сторону от намеченного курса такие особенности характера как неумение говорить «нет», неумение правильно расставить приоритеты (это когда милая домохозяйка хлопочет по всем направлениям сразу, в результате сетуя, что ничего толком не получилось). Враги вашего времени – прокрастинация (синдром откладывания на потом), недостаток мотивации или интереса, проблемы с самодисциплиной. Одновременно победить всех пожирателей невозможно. Даже с помощью приемов тайм-менеджмента. Выберите два-три поглотителя, которые съедают больше всего времени в течение дня, и постарайтесь изгнать их из своей жизни. Когда победите этих врагов, принимайтесь за следующих.
Шаг пятый: физик или лирик?
Любопытно, что у логиков и творческих натур отношения со временем складываются по-разному. Если вы – человек рационально мыслящий, вам легче придерживаться того плана, который вы для себя наметили, и вы меньше «виляете» из стороны в сторону. А вот лирики слишком спонтанны и любая монотонная работа убивает в них на корню и мотивацию, и само желание следовать плану. Их стихия – многозадачность. Но это не значит, что нужно хвататься за все подряд. Нет. Просто такая домохозяйка должна составить план, в котором перечислены только самые важные дела. А в сноске перечислить то, что можно и вынести сегодня за скобки. Важно, чтобы в плане оставался какой-то резерв времени для творческих порывов, для внезапно вспыхнувшего желания набросать эскиз рисунка, придумать сценарий романтического вечера, устроить дуэль с ребенком на подушках, сделать несколько фотографий открывающегося из окна вида, написать небольшой стишок для поднятия настроения… Такие женщины должны быть морально готовы к тому, что их план, скорее всего, придется частенько корректировать. Умение быть гибким (и принимать себя таким) - один из базовых принципов тайм-менеджмента в данном случае. Лирикам не стоит корить себя за то, что они обладают таким увлекающимся характером. Однако им нужно периодически возвращать себя в русло плана. Очень способствует этому листок с перспективными стратегическими задачами, которые творческие натуры хотят достичь. Реальные цели будут их «заземлять».
Шаг шестой: следите за собой!
Помните, что если вы нравитесь себе в зеркале, если вы причесаны, красиво одеты, собраны, у вас будет лучше настроение и у вас получится переделать гораздо больше дел, чем у той дамы, которая ходит по квартире в скучном, старом халате с бигуди на голове. Вряд ли она себя такую любит. А человек, который испытывает к себе недобрые чувства, зачастую намеренно саботирует все, что ему нужно делать, подсознательно сопротивляется тому, чтобы в его жизнь пришел успех. Не забывайте об этом! Также в ежедневном плане выделяйте время на заботу о себе любимой. Тайм-менеджмент поможет вам стать не только более собранной и организованной, но и заставит лучше относиться к себе!
Шаг седьмой: не уставайте себя хвалить!
Награждайте себя комплиментами всякий раз, когда вычеркиваете из списка дел очередной пункт. Самоободрение – великая вещь! Пусть от вашего любящего взгляда не ускользнет даже самое малое ваше достижение. Смените деструктивную фразу «У меня совсем не хватает ни на что времени» на волшебную мантру «Я все успеваю! У меня все получается!». По вечерам обязательно благодарите себя, даже если день прошел вразрез с планами или тот объем дел, на который вы рассчитывали, не был достигнут. Ну и пусть! Вы – все равно молодец! Хотя бы только потому, что пытаетесь! Конечно, выйти на экспертный уровень в тайм-менеджменте с наскока не получится. Но, проявив терпение, вскоре вы начнете с удивлением замечать, что провалов становится все меньше, и что вам уже и самим можно писать статьи на тему: «Как женщинам эффективно планировать свой день».
Тайм-менеджмент – это мост между вами и той жизнью, в которой ваше КПД увеличивается в несколько раз, при этом свободного времени тоже становится гораздо больше! Следуйте семи шагам, и вы убедитесь в этом сами!