Протопанк по сути не является музыкальным жанром, а скорее объединяет представителей различных стилей музыки, которые своим творчеством так или иначе повлияли на возникновение панк-рока.
В это понятие входит большое количество исполнителей 50-х, 60-х и 70-х годов.
Так, например, к протопанку причисляют американского композитора и гитариста Линка Рея, который первым применил в музыке эффект искаженного звука гитары - фузз или дисторшн, а также "power chords" - мощные квинтаккорды, на которых в дальнейшем будет строиться тяжелая музыка.
Из-за этих факторов песню Линка "Rumble", выпущенную в 1958 году, принято считать первой песней гаражного рока и протопанка. Но также творчество Линка Рея повлияло и на многие другие жанры, например сёрф музыка и хард-рок.
В т же 1958 году в США была основана группа "The Fabulous Wailers" которую часто называют одними из основателей гаражного рока. Они одни из первых начали играть напористую утяжеленную музыку, с "грязным", небрежным звуком.
В 1959 году "The Wailers" выпускают сингл "Dirty Robber", на котором уже слышны элементы гаражного рока.
В 60-е, с ростом популярности британских групп протопанк стал развиваться с новыми силами. И если многие группы того времени старались подражать британцам (тем же "The Beatkes"), то протопанки (хотя конечно же их тогда никто так не называл) стали играть более бескомпромиссную музыку.
Одна из самых влиятельных "гаражников" той поры - группа "The Sonics", основанная в 1960 году. Музыканты играли, как кавер-версии известных хитов, привнося в них жёсткость и тяжесть, так и свои песни.
В 1965 году группа записывает свой дебютный альбом "Here Are the Sonics", который в настоящее время имеет культовый статус. Во время записи открывающей альбом песни "The Witch", вокалист Джерри Росли заболел ларингитом, поэтому его голос необычайно хрипло для того времени.
В 1964 британская группа "The Kinks" выпустила песню "You Really Got Me", в которой прозвучали первые в истории по-настоящему рОковые гитарные риффы, которые стали основой для тяжелых стилей музыки, в том числе и для панка.
Еще одни британцы, группа "The Who" уже на своем первом альбоме 1965 года "My Generation" в некоторых песнях добилась звука, максимально похожего на звучание ранней панк-музыки.
Используя плотный и мощный гитарный звук, провокационную лирику в некоторых треках, а также яркое поведение на сцене, "The Who" стала одной из самых популярных групп 60-х и 70-х годов.
И вновь британцы - группа "The Troggs" в середине 60-х также развивали тяжелое звучание а их песня 1966 года "Wild Things" считается эталоном гаражного звука.
В 1971 году впервые был употреблен термин "панк-рок", по отношению к группе "Question Mark & the Mysterians". Музыкальный критик Дейв Марш назвал эту группу одной из самых популярных групп гаражного рока 60-х, которая обеспечила образцовое проявление панк-рока.
В 70-х годах на развитие панка оказала влияние нью-йоркская сцена. Именно в Нью-Йорке в 1973 был открыт знаменитый клуб "CBGB", в котором в разное время выступали многие рок-звезды, известные сейчас всему миру.
Одной из групп, выступающей на сцене клуба были "Television".
Группа выступала на сцене клуба с 1973 года, играя при этом громко, мощно и не всегда аккуратно - всё то, что в дальнейшем будет присуще многим панк-музыкантам.
В том же клубе "CBGB" в то время выступала Патти Смит - "крестная мама панк-рока", ее дебютный альбом "Horses"и в настоящее время считается одним из самых влиятельных альбомов в истории.
В клубе "CBGB" с 1974 года выступала группа "Ramones", которую принято считать первой панк-рок группой. Но об этом поговорим в следующей статье.
Спасибо за внимание!