Найти тему
Киноамнезия

Добро пожаловать на грядки или нужна ли школам пятая трудовая четверть?

Оглавление

Учителя и родители заговорили о возрождении советских традиций образования

Международный день защиты прошел. Миллионы школьников ушли на каникулы. Правда, из-за введенных ограничений они вынуждены пока оставаться дома. Родители ломают голову: чем занять сыновей и дочерей? Учителя старой закалки уверены, если бы в России сохранилась пятая трудовая четверть, то проблем с праздным шатанием детей не возникло. «Киноамнезия» решила вспомнить о времени, когда детям не зазорно было трудиться на школьном огороде и помогать ремонтировать класс.

Противники "пятой трудовой" четверти заявляют о нарушении прав детей
Противники "пятой трудовой" четверти заявляют о нарушении прав детей

История вопроса

В 1950-х годах СССР нужно было восстанавливать после разрушительной Великой Отечественной войны. В отличие от нынешних школьников, наши бабушки и дедушки не боялись в юном возрасте трудиться на огороде, ремонтировать здания, помогать сотрудникам овощных баз и животноводческих ферм.

К труду была приобщена не только сельская молодежь, но и жители городов. Городские школьники трудились на школьном огороде, помогали техперсоналу ремонтировать класс и т.д. Был четкий график, согласно которому трудились и отдыхали советские школьники.

В СССР школьникам не зазорно было работать на школьном огороде во время каникул
В СССР школьникам не зазорно было работать на школьном огороде во время каникул

Первый плюс пятой трудовой четверти: дети в июне были заняты, а не болтались без дела. Второй плюс заключался в том, что подростки сами выращивали морковь, картофель, лук. Овощи шли в школьную столовую для приготовления первых и вторых блюд учащимся. Школьники в итоге проходили уроки биологии на практике, учились ухаживать за овощами и фруктами. Эти знания помогали им в будущем в быту. Тогда никто не говорил о рабском подростком труде. Недовольные были всегда, но в СССР, критикующие пятую трудовую четверть, были в меньшинстве.

Помогали правильно воспитывать молодежь и фильмы. Так, например, в 1972 году на большие экраны вышел фильм «Пятая четверть». Главный герой фильма – тринадцатилетний школьник. После окончания учебного года он отправляется к старшему брату Леониду, работающему на строительстве ГЭС в Сибири.

-3

Герой фильма на своем пути встретил много хороших людей. Жизнь ставила задачи и давала уроки подростку и в «пятой четверти». Конечно, в фильме не обошлось без советской пропаганды, но в целом оно выполнило главную задачу – приобщить ребенка к труду, что не стоит бояться сложностей и нужно идти только вперед.

Также ценить время детей учил и фильм «Сказка о потерянном времени», который вышел на большие экраны в 1964 году. Четверо злых волшебников, решившие вернуть себе молодость, показали советскому школьнику, что будет если время тратить попусту. Сейчас, даже если кое-что покажется наивным, не беда. Кроме развлечения, как отличный дидактический материал для развития интеллекта и пространственно-временных представлений, фильм и сегодня хорош.

После развала СССР

Когда Советский Союз перестал существовать, «пятая трудовая» четверть продолжала жить. Традиционно школьники выходили с тяпками на огород, брали кисточки и банки с краской, дружным коллективом ремонтировали собственный класс. И знаете, что, лично я научился в то время ценить труд технического работника.

Для меня слово «техничка» не было чем-то унизительным. Помню, как в августе под кассетный магнитофон мы классом ремонтировали кабинет «Русского языка и литературы», который был закреплен за нами. Девочки в легки халатиках с повязанными на голову косынками белили потолки. Мы, мальчишки, передвигали леса. В глазах девчонок старались быть Гераклом, поэтому порой даже немного надрывались от перетаскивания тяжелых предметов.

-4

Когда кабинет был отремонтирован, счастью не было предела. Большой труд завершен. Далее мы помогали техперсоналу поддерживать кабинет в чистоте. Вели дежурства. Оставались после уроков и убирались в классе.

Поэтому очень странно сейчас слышать от родителей: мол, почему мой ребенок за бесплатно должен ремонтировать класс. Это ущемление его трудовых прав и т.д.

Помню, как мы классом дружно ездили копать картофель. Пели песни, дурили, собирали урожай, а затем нам готовили вкусно пюре в школьной столовой. Мы учились ценить труд других и эти знания нам пригодились по жизни.

-5

Однако, наше детство заканчивалось, а вместе с ним уходила в небытие и «пятая трудовая четверть». Взрослые заговорили о нужности защитить детей от рабского труда, а школьники открыто заговорили о своих правах, забросив тяпки ржаветь в гараже. В результате, мы имеем, что имеем.

Многие дети уверены, что морковь сразу запакованная попадает в магазины, а «колхозники» - нечто низшее, оскорбительное. Так и живем.

Учителя против

Учитель Ярослав Артюхин против возвращения пятой трудовой четверти, которая была в СССР.

«В деревне дети и так работают на огороде. В этом году многие родители поедут отдыхать на дачи, и процент такого подросткового труда значительно увеличится. Любой труд, который идёт не от потребностей и запросов ребёнка, не прививает большую любовь к нему. Школы без указания сверху могут организовать такие трудовые места. Например, в некоторых образовательных учреждениях подростков из небогатых семей трудоустраивают на лето. Дети работают либо вожатыми в пришкольных лагерях, либо их труд задействуют при проведении несложных хозяйственных работ. Также на селе помогают детям и фермеры. Они трудоустраивают подростков на лето», — уточнил Артюхин.

-6

Он напомнил родителям о несчастных случаях с детьми, которые случаются с ними, когда те остаются дома без присмотра взрослых. По данным Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Анны Кузнецовой, только за время летних каникул в 2018 году погибли 500 детей, 900 малышей выпали из окон. Данные по 2019 году уточняются. По данным СК РФ, большинство несчастных случаев происходили с несовершеннолетними во время неорганизованного отдыха.