Учителя и родители заговорили о возрождении советских традиций образования
Международный день защиты прошел. Миллионы школьников ушли на каникулы. Правда, из-за введенных ограничений они вынуждены пока оставаться дома. Родители ломают голову: чем занять сыновей и дочерей? Учителя старой закалки уверены, если бы в России сохранилась пятая трудовая четверть, то проблем с праздным шатанием детей не возникло. «Киноамнезия» решила вспомнить о времени, когда детям не зазорно было трудиться на школьном огороде и помогать ремонтировать класс.
История вопроса
В 1950-х годах СССР нужно было восстанавливать после разрушительной Великой Отечественной войны. В отличие от нынешних школьников, наши бабушки и дедушки не боялись в юном возрасте трудиться на огороде, ремонтировать здания, помогать сотрудникам овощных баз и животноводческих ферм.
К труду была приобщена не только сельская молодежь, но и жители городов. Городские школьники трудились на школьном огороде, помогали техперсоналу ремонтировать класс и т.д. Был четкий график, согласно которому трудились и отдыхали советские школьники.
Первый плюс пятой трудовой четверти: дети в июне были заняты, а не болтались без дела. Второй плюс заключался в том, что подростки сами выращивали морковь, картофель, лук. Овощи шли в школьную столовую для приготовления первых и вторых блюд учащимся. Школьники в итоге проходили уроки биологии на практике, учились ухаживать за овощами и фруктами. Эти знания помогали им в будущем в быту. Тогда никто не говорил о рабском подростком труде. Недовольные были всегда, но в СССР, критикующие пятую трудовую четверть, были в меньшинстве.
Помогали правильно воспитывать молодежь и фильмы. Так, например, в 1972 году на большие экраны вышел фильм «Пятая четверть». Главный герой фильма – тринадцатилетний школьник. После окончания учебного года он отправляется к старшему брату Леониду, работающему на строительстве ГЭС в Сибири.
Герой фильма на своем пути встретил много хороших людей. Жизнь ставила задачи и давала уроки подростку и в «пятой четверти». Конечно, в фильме не обошлось без советской пропаганды, но в целом оно выполнило главную задачу – приобщить ребенка к труду, что не стоит бояться сложностей и нужно идти только вперед.
Также ценить время детей учил и фильм «Сказка о потерянном времени», который вышел на большие экраны в 1964 году. Четверо злых волшебников, решившие вернуть себе молодость, показали советскому школьнику, что будет если время тратить попусту. Сейчас, даже если кое-что покажется наивным, не беда. Кроме развлечения, как отличный дидактический материал для развития интеллекта и пространственно-временных представлений, фильм и сегодня хорош.
После развала СССР
Когда Советский Союз перестал существовать, «пятая трудовая» четверть продолжала жить. Традиционно школьники выходили с тяпками на огород, брали кисточки и банки с краской, дружным коллективом ремонтировали собственный класс. И знаете, что, лично я научился в то время ценить труд технического работника.
Для меня слово «техничка» не было чем-то унизительным. Помню, как в августе под кассетный магнитофон мы классом ремонтировали кабинет «Русского языка и литературы», который был закреплен за нами. Девочки в легки халатиках с повязанными на голову косынками белили потолки. Мы, мальчишки, передвигали леса. В глазах девчонок старались быть Гераклом, поэтому порой даже немного надрывались от перетаскивания тяжелых предметов.
Когда кабинет был отремонтирован, счастью не было предела. Большой труд завершен. Далее мы помогали техперсоналу поддерживать кабинет в чистоте. Вели дежурства. Оставались после уроков и убирались в классе.
Поэтому очень странно сейчас слышать от родителей: мол, почему мой ребенок за бесплатно должен ремонтировать класс. Это ущемление его трудовых прав и т.д.
Помню, как мы классом дружно ездили копать картофель. Пели песни, дурили, собирали урожай, а затем нам готовили вкусно пюре в школьной столовой. Мы учились ценить труд других и эти знания нам пригодились по жизни.
Однако, наше детство заканчивалось, а вместе с ним уходила в небытие и «пятая трудовая четверть». Взрослые заговорили о нужности защитить детей от рабского труда, а школьники открыто заговорили о своих правах, забросив тяпки ржаветь в гараже. В результате, мы имеем, что имеем.
Многие дети уверены, что морковь сразу запакованная попадает в магазины, а «колхозники» - нечто низшее, оскорбительное. Так и живем.
Учителя против
Учитель Ярослав Артюхин против возвращения пятой трудовой четверти, которая была в СССР.
«В деревне дети и так работают на огороде. В этом году многие родители поедут отдыхать на дачи, и процент такого подросткового труда значительно увеличится. Любой труд, который идёт не от потребностей и запросов ребёнка, не прививает большую любовь к нему. Школы без указания сверху могут организовать такие трудовые места. Например, в некоторых образовательных учреждениях подростков из небогатых семей трудоустраивают на лето. Дети работают либо вожатыми в пришкольных лагерях, либо их труд задействуют при проведении несложных хозяйственных работ. Также на селе помогают детям и фермеры. Они трудоустраивают подростков на лето», — уточнил Артюхин.
Он напомнил родителям о несчастных случаях с детьми, которые случаются с ними, когда те остаются дома без присмотра взрослых. По данным Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Анны Кузнецовой, только за время летних каникул в 2018 году погибли 500 детей, 900 малышей выпали из окон. Данные по 2019 году уточняются. По данным СК РФ, большинство несчастных случаев происходили с несовершеннолетними во время неорганизованного отдыха.