В заголовке немного лукавства. На самом деле родители, покупающие дорогие игрушки, но запрещающими детям ими играть – не сомневаются в своей правоте.
Они считают, что это разумным, правильным. Красивая игрушка – цела и невредима, красуется на шкафу как в витрине. А у ребенка для игр есть другие игрушки попроще, подешевле.
По поводу «выставочной модели» такие мамы детям говорят так: «Вот вырастешь и будешь ею играть».
В кабинете у психолога ситуация с «выставочными игрушками» всплывает, если мама жалуется на поведение ребенка:
– Вчера представляете, втайне от меня, залез на шкаф, взял робота, которого я не разрешаю трогать, вместе с ним упал, размозжил ему голову.
Таким мамам не нужны рациональные доводы типа:
– Радуйтесь, что голова разбилась только у робота, а не у ребенка.
– Когда ребенок вырастет, то уже не захочет играть этой игрушкой.
– Делая недоступным желанные игрушки, вынуждая его играть только тем, что похуже и попроще, есть риск формирования неуспешной личности.
Все эти слова не действуют. Потому что у мамы есть своя система ценностей. Наверняка слова «престиж», «не хуже, чем у людей», «роскошь» «высокий стиль» или «гламур» играют тут не последнюю роль.
В этом случае, задействуя элементы психодрамы, лучше рассказать маме историю, в которой она будет главной героиней. Это для того, чтобы она себя почувствовала на месте своего ребенка.
Итак, представьте, в вашей самой любимой комнате на самом видном месте стоит большой шкаф. Шкаф очень красивый. Возможно, из ценных пород дерева и ручной работы. В этом шкафу изящные стеклянные двери. Стекло богемское или чистый хрусталь.
За этим стеклянными дверьми висят платья, наряды от именитых кутюрье Европы. Все они именно вам по размеру и идеально сидят на вашей фигуре.
Но носить эти платья нельзя. Они выставлены в вашем доме только для красоты. Чтобы другие приходили и видели, сколько у вас нарядов, как они дороги и красивы.
А вы можете одевать только одежду подешевле и попроще. Как вы при этом будете себя чувствовать? Захочется ли вам хотя бы тайком открыть шкаф и примерить хоть одно сшитое для вас платье? А если вдруг в это время вы его случайно порвете в этой тайной спешке? Представьте, что в это время заходит тот, кто держит на запоре от вас этот шкаф. Кто это может быть? Что вы чувствуете в этом момент по отношению к нему?
И хотя мама уже на первом вопросе может начать кивать головой, выражая понимание ситуации, важно последовательно, выдерживая паузы, задать все вопросы.
В этом случае не ставиться целю подмена ценностей, важно помочь родителю расставить приоритеты. Как сказала мама, которая вначале сокрушалась, что ребенок разбил голову робота: «Я путала игрушки с сувенирами». И она права.
Сувенирам, декоративным вещам должно быть место в доме. Ребенка важно знакомить с вещами, созданными для красоты. Учат ими любоваться.
А игрушки созданы для игры. Даже самые ценные и дорогие. Не давать ребенку игрушку можно в одном случае: если она предназначена для более старшего возраста, он до нее не дорос. В этом случае она убирается с глаз долой в надежное место, а не стоит на шкафу, искушая своей труднодоступностью.