Первая часть, о Жеглове и Шарапове ЗДЕСЬ.
А вот это не менее вкусное, чем Шарапов с Жегловым. Тем же резцом!Первое впечатление об этом преступном мире. Какой-то он многолюдный что ли. И разнообразный. У людей историю немного знающих, не может не возникнуть вопрос. Как так? Откуда столько жуликов в стране победившего социализма? И только что победившей фашизм. При товарище Сталине вроде бы порядок был. У него не забалуешь. Быстро всем собраться. И ту-ту в солнечные края. Как это было с разными и многими другими. А тут в Москве, столице(!!) какие то малины, проститутки, карманники на каждом шагу… Немного странно.
Первое знакомство Шарапова (и зрителей) с преступным миром – Вася Векшин на «стрелке» получает заточку в сердце. Убийцу мы видим только со спины. Холодок ужаса. Бандиты не дураки, быстро раскусили, и быстро приняли роковое для Векшина решение. 1:0 в пользу криминала.
Дальше - больше. Убийство женщины. Будто бы муж (такой, из интеллигентов в шляпе, что как бэ намекает). Вроде он. А может не он. Кто? 2:0. Наши проигрывают.
Дальше зрители видят жуликов всяких мелкотравчатых. Проститутку Маньку-облигацию, карманника Кирпича, игрока Копчёного. Шушера мелкая, но колоритная. И необходимая для сюжета.
Надо же не сразу выводить и сыщиков и зрителей к главным злодеям. Возникают к концу 2ой серии почти одновременно и «Чёрная кошка» и имя Фокса. Очень здорово! Оба имени включают различные ассоциации. Кошка животное умное, хитрое, и хищное. В конце серии ограбление и убийство в магазине. Уркаганская харя в темноте за баранкой грузовика. Предсмертный крик ребёнка. Жуть. 3:0. И Фокс этот. То ли имя. То ли кличка. То ли фамилия. Вроде фамилия. Раз он Евгений Петрович.
Фокс фокс фокс… Фокс-кокс, фокс-мопс… Фокстерьер, Фокстрот… что ещё? Что то заграничное. Элитное. С английского переводится как «лиса». Опять хищный зверь! Но не всякий советский зритель знал до такой степени английский.
(Вообще, имена и фамилии – это тоже важная штука. Вот у Жеглова в фамилии явно есть блатные нотки. Жиган-Жига-Жегло. Популярные блатные клички в те времена.)
…Так у Жеглова и Шарапова обозначились и враги, и цели: раскрыть убийство женщины и обезвредить банду. Соперники-антогонисты должны быть равны и по силам, и по колориту главным героям. И авторы успешно справляются с этой задачей. Фокса зритель (и Шарапов) видит в начале 2ой серии очень недолго и не зная кто это. А дальше уже описания его другими персонажами. И образ вырисовывается необычный.
Первый рассказчик, Кирпич: Мужик зажиточный... По замашкам вроде бы фраер, но не фраер точно… Человека подрезать, что тебе высморкаться…а вообще в авторитете…на хазах почти не бывает... в одиночку бегает как волк. Верка-модистка: человек приличный, одет по военному, мужчина культурный…шустрый, тебя покрасивше. Соболевская: он необычен…способен на поступок… дерзок! Силён!
Вот оно, искусство кинопортрета! Несколько мазков и портрет готов! Хамелеон, оборотень в погонах, способный на убийство, одиночка. Но не чурается и мелкой добычи. Точно, как лис. Ворованные вещи замотать. В картишки перекинуться с Кирпичём на интерес.
Красавец мужчина. Личная жизнь кипит. Красивые женщины, рестораны. Но опасный же, сука! С засадой расправился! А ещё, уже на допросе, пишет диктант. «Писатель» Сперанский… Пытается вспомнить и не может. Так он ещё и начитанный!
Персонаж – шедевр. Харизма не меньше жегловской. Фокс - как Жеглов, только со знаком минус. Как вариант его судьбы? Закономерно, что и разобраться с Фоксом должен был именно Жеглов. (А вот поменять бы местами Высоцкого и Белявского, интересно бы получилось?). Белявский вспоминал, что никак не мог подобрать рисунок к роли. Высоцкий ему подсказал: а ты играй человека, который очень себя уважает. Это сработало.
Но у Жеглова есть Шарапов, значит и у Шарапова должен быть свой, личный антагонист. Появится в последней серии. Потерпи зритель.
Будет ещё один, «промежуточный» персонаж криминального мира. Пётр Ручечников (Евстигнеев).
Роль его для сюжета небольшая, вспомогательная. Но тоже персонаж яркий. Вор-карманник с внешностью престарелого провинциального конферансье. Запоминается.
Финальная схватка всё ближе.
Шарапов оказывается в логове «Чёрной кошки». И вот тут зритель наконец то и рассмотрел, что это за кошка… Кто из ху. Ух ты.
Две уркоганских хари. За весь фильм почти ни слова. Кроме: ты чё пацан. Тут всё понятно. Убьют и не поперхнутся. Промокашка. Скорее карикатура. Но очень органичный. На заднем плане какой то мужик, боком и спиной, не рассмотреть. Посерёдке главарь. О це да!
Сократовский лоб. Бакенбарды («баки как у старой собаки»). Взгляд умный, цепкий. И, мощнейший приём – он горбун! Калека. Инвалид. И при этом главарь, лидер! Наградить бандита тяжёлым физическим недугом это мощный приём. (и он использован дважды, у персонажа молодого Абдулова родимое пятно на пол-лица). И образ сразу начинает играть красками. Что мы знаем о его жизни? Сколько любви он получил? Кто он и откуда? А рядом статная, красивая и любящая его женщина. Потрясающе. Что то же в нём есть. Опять харизма? Обе женщины, подруги Горбатого и Фокса шикарны. Это не какие-то околоуголовные маромойки.
И вот тут во всей своей остроте встаёт ребром вопрос: а почему у Жеглова нет женщины? Как так? Такой мощный мужик. В чём дело? В чём изьянчик? Бабоньки, ау! Хватайте! Пропадает же герой в мокром неудобстве! Один раз он был в клубе под руку с какой то дамой. Ну и? Где продолжение? Нет его. Жеглов – слишком супермен. И не должен иметь никаких слабостей и привязанностей.
…про Горбатого продолжим. Тут интересная параллель. Жеглов с Шараповым диаметрально разные, в перманентном конфликте. И проскальзывает явно, что и Горбатый с Фоксом тоже, мягко говоря, не очень дружны. Вырывается дважды у Горбатого: дорисковался гадёныш, говорил я ему, кабаки и бабы доведут до цугундера!.. Он бы, гад, раньше мозговал!
Они тоже разные. Фокс - хлыщ, прожигатель жизни, рисковый. Горбатый скорее другой. Домашний, верный, осторожный. Дома бы посидеть. В тепле и уюте. На ногах то ли валенки то ли унты. Тёпленькие. А ещё – усталость. Устал прятаться. Устал командовать и кантоваться с этими рожами. Устал таскать свой горб. Движения медленные, экономные. Нет, лучше бы дома посидеть… И там в подвале, когда сдавался, даже с каким то облегчением: «Сдаёмся». Ну всё. Наконец то отдохну…
И, конечно же, персонаж Левченко.
Он перевернул всю историю вверх дном. А это высочайший пилотаж драматургии. Трудно представить, что после его убийства Жеглов и Шарапов не то, чтобы жить в одной коммуналке будут, но и работать вместе.
А ещё: фотография в подвале… очень элегантно и мощно. (а теперь представьте себя на месте Шарапова в подвале. Мягко говоря, это сильный стресс. Вы бы заметили свою фотографию, да ещё и в калейдоскопе других? И кто выключил в нужный момент свет? Как понял, что пора?)
И волшебная музыка Евгения Геворгяна.
Он первый в Союзе исполнял фри-джаз. Ушёл сравнительно недавно, в 2016 году, в Америке...
Гениально от и до.
**************************************************************
МОЯ ПЕРВАЯ КНИГА
(по ссылке ниже на ridero.ru):
Побег из Шоушенка. Зачем Энди Дюфрейн сбежал из тюрьмы в туфлях директора?
О разнице между "актёрами" и "артистами".