Существует прекрасная легенда о неврах самых древних обитателях земли белорусской. Я расскажу Вам о них.
Невры впервые упоминаются Геродотом. Их описание дается в четвертой книге «Истории» Геродота - это древнейший письменный источник. Геродот, описывающий около 450 года до нашей эры, поход персидского царя Дария на скифов перечисляет названия и положение пограничных народов. Среди них он называет невров, живших на севере от скифов.
Геродот так писал о земле невров: «Северные части Скифии, простирающиеся внутрь материка, вверх по Истру (Дунаю), граничат сначала с агафирсами, затем с неврами, потом с андрофагами и, наконец, с меланхленами». И далее: «Истр – первая река Скифии, за ней идет Тирас. Последний начинается на севере и вытекает из большого озера на границе Скифии и земли невров. В устье этой реки живут эллины, называемые тиритами. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, еще выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идет уже безлюдная пустыня».
Исходя из этого, можно предположить, где жили невры. Говоря про "большие озера", можно предположить, что Геродот имел ввиду припятские болота (Брестской области). Геродот не причислял невров к скифским народам, отмечал их очень крутой нрав:"Кажется, что люди эти - колдуны: по крайней мере скифы и элины,... рассказывают, что ежегодно, однажды в год каждый невр становится на несколько дней волком, а потом снова принимает человеческий облик." А ведь действительно, не просто так земля белорусская полнится рассказами о волколаках, по языческим верованиям наших предков каждый человек, по своей воле мог превратиться в волка или быть превращенным в результате колдовства другого человека.
А в XI веке жил на земле белорусской легендарный полоцкий князь - Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем, единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069 гг), известный, в том числе из эпоса "слово о полку Игоревым" ( "людем суляше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше: из Киева дорыскаше до кур Тмутороканя; великому Хорсови волком путь прерыскаше...”). Рожденный от волхвования (чернокнижия, волшебства) Всеслав имел отметину на голове ( и от рождения «бысть ему язвено на главе его») и княжил аж целых 57 лет в Полоцке, и умел оборачиваться волком. Причем он оборачивался волком не только сам, но и дружину свою мог превращать в волков, вообщем колдун был знатный.
Ну да вернемся к неврам. Предполагается, что землей обитания волколаков была кроме Брестской области и Гродненская область, там больше всего сохранилось легенд о неврах, да и название города Волковыска созвучно волколакам.
По одной из легенд город Волковыск был построен князем, полюбившим внучку колдуньи, вот она его в волка и превратила, а по другой легенде здесь жил князь, умеющий по доброй воле превращаться в волка.
Вернемся к волколакам. Есть еще и такое их описание: "В Невриде люди и звери жили вперемежку. Проедешь мимо деревянного града — не заметишь. Весь укрыт еловым лапником и ветками, а вал выложен дерном. Не град — лесок на холме, да и только. Ходили невры в волчьих и медвежьих шкурах, оттого сами на них были похожи, да еще заросшие густыми бородами. Их воины носили доспехи из кожи зубра и укрывались деревянными щитами, обтянутыми кожей. ".
Однажды, могущественнейший из скифских царей VI века до н.э. Арианта решил покорить земли неврские, три орды царских скифов выступили с ним в поход. Чудеса начались сразу по вступлению в неведомый край. Ни один человек не попадался на глаза скифам. Зато диких зверей повидали великое множество, и бились со скифами дикие звери. Скифам казалось, что с ними борются даже лесные духи этого мрачного края. Не раз и не два полные сил деревья вдруг падали сами, как подкошенные, задавив степных наездников. И был убит Арианта стрелой, пущенной прямо в переносицу, и ушли скифы с земель неврских.
А бывшие с Ариантой сотоварищи по возвращении в Скифию разнесли слух о людях-волках по всей степи, легенда о колдунах-неврах достигла ушей греческих колонистов Ольвии, Тиры и Никония. А от них ее услышал и записал Геродот.
А теперь знаем и мы с вами.