О шпагах и рапирах.
Ещё больше интересных статей на Fitzroy Magazine
На острие рапиры
Следующий этап развития фехтования снова оказывается неразрывно связан с появлением нового оружия — ещё больше ориентированного именно на поединки, а не на использование на поле брани. Постепенно меч становится всё длиннее и обзаводится сложным эфесом — теперь рука фехтовальщика надёжно прикрыта хитросплетением металлических прутков, дужек, колец, а то и массивной монолитной гардой в виде чаши.
Такое оружие принято называть рапирой. Название происходит от испанского “спада ла ропера”, что можно трактовать по-разному: либо “костюмный меч”, либо “меч для использования в костюме” — то есть без доспехов. И то и другое в целом справедливо. Рапира — это уже высокоспециализированное оружие. Клинок рапиры обычно обладал значительной длиной, что делало это оружие очень удобным для нанесения укола. Рапиры, чаще всего, обладали не только острием, но и лезвиями — заточенными кромками клинка. Но за счёт длины рапиры удар ей был более предсказуем, чем укол. Удар или порез все ещё оставались в арсенале фехтовальщиков, но как действия вспомогательные. Всё это делало рапиру грозным оружием в поединке, на дуэли, но ограничивало её функциональность в массовом сражении на войне.
Техника фехтования рапирой уже существенно отличалась от того же болонского фехтования. Если в болонской школе (как и во многих других школах XVI века) одинаково часто использовали и лезвия, и острие — и удар и укол — то техника рапиры, получившая особенное развитие в XVII веке, в основном строилась на применении уколов. С рапирой крайне редко использовали плащ в левой руке и почти никогда — баклер. Зато очень часто — дагу, кинжал для левой руки. Сочетание рапиры и даги позволяло перекрывать любую дистанцию — если фехтовальщик промахивался в уколе, и противник пытался сорвать дистанцию — его встречало острие кинжала. Термин “Гвардия” сохранился, но приобрёл абсолютно другое значение. Так, например, у известного итальянского мастера XVII века Ридольфо Капо Ферро словом “гвардия” обозначается положение клинка. Это уже напоминает современное понятие “позиция оружия”.
Капо Ферро выделяет четыре позиции. В каждой из них острие обращено вперёд. В первой рапира держится так, что истинное лезвие направлено вверх, при второй — вправо, при третьей вниз, при четвертой — влево. Основная идея фехтования у Капо Ферро — подобрать дистанцию для атаки, занять линию, контролируя клинок противника своим, и атаковать уколом. На попытку атаки следует отвечать контратакой — нанести укол одновременно с противником, либо уклонившись в сторону, либо перехватив контроль над его клинком.
В то время уже давно бытовало понятие о сильной (близкой к эфесу) и слабой (близкой к острию) частям клинка. Важно было “выиграть соединение” — то есть добиться того, чтобы сильной частью своего клинка контролировать слабую часть клинка противника. В этом случае при одновременных встречных действиях можно нанести укол противнику, защитившись от его атаки. В школе Капо Ферро используются не только шаги, но и выпад — атакующее перемещение, которое станет основным в фехтовании. В целом, фехтование на рапирах XVII века уже вполне понятно любому современному фехтовальщику.
Разумеется, специфическое оружие — длинное и относительно тяжёлое — накладывало свою специфику на манеру боя, и, конечно, ещё сама фехтовальная мысль еще только находилась в стадии формирования.
Прекрасное барокко, не будь ко мне жестоко, или от века XVIII до наших дней
Шли годы, и в веке XVIII на боку европейского дворянина висела уже не массивная рапира, а изящная, тонкая шпага. В рамках нашего короткого очерка мы не будем подробно рассматривать процесс эволюции клинкового оружия, упомянем лишь то, что шпаги стали значительно легче и короче, гарды — значительно проще и меньше.
Новое оружие породило и новые фехтовальные школы. Теперь практически никогда не использовали оружие для левой руки. Фехтовальщик и нападал, и защищался, используя только шпагу. В свою очередь, более лёгкое, короткое, а следовательно, маневренное оружие открыло новые возможности техники. Теперь можно было в ответ на атаку противника успеть взять защиту — прикрыться клинком от укола, а затем нанести укол самому — дать ответ. Стойка стала несколько выше, перемещения — свободнее. Основным атакующим движением стал укол с выпадом. Уже в работах мастеров середины-второй половины XVIII века встречается полный набор защит оружием — вполне привычных любому современному фехтовальщику.
Из атакующих действий практически исчезли удары, несмотря на то, что шпаги по-прежнему сохранили лезвия. Основным достижением той эпохи можно считать изобретение фехтовальной маски из металлической сетки. Именно этот предмет дал возможность проводить полноценные занятия, включая тренировочные поединки “в полный контакт”. И именно изобретение фехтовальной маски сделало возможным полноценные соревнования по фехтованию.
На протяжении XVIII века статус самой популярной школы постепенно переходит от итальянцев к французам. Именно Франция становится центром развития фехтования. Обширная статья про фехтование помещена в Энциклопедии Дидро. Правда, здесь случился исторический курьёз: данная статья — полное переложение учебника, который написал Доменико Анджело — итальянец по происхождению, практиковавший французскую школу фехтования в Англии.
Впрочем, итальянская школа тоже никуда не делась и продолжила свое развитие. Если итальянцы полагались более на устойчивую широкую стойку и мощные действия на оружие противника, для чего на итальянских шпагах и тренировочных рапирах сохранился эфес с перекрестием, который удобно удерживать между пальцев, французы более ценили подвижность и игру клинком, легко удерживая своё оружие за рукоятку-трость — без каких-либо дополнительных приспособлений. Фехтование XIX века уже практически полностью идентично современному как в техническом разделе, так и в вопросах тактики и методики.
На протяжении XIX века фехтование неумолимо двигается от прикладной дуэльной дисциплины к спорту. Всё больше проводится демонстрационных боёв, всё чаще случаются фехтовальные турниры. Окончательно на спорт фехтование переориентировалось после начала Олимпийского движения, войдя в список олимпийских дисциплин с самых первых игр.
Финальный укол
Можно уверенно утверждать, что фехтование — пример боевого искусства, которое ни на миг не останавливалось в своём развитии. Не прекратилось это развитие и сейчас. Если раньше фехтование отвечало своими изменениями техники и тактики на изменение вооружения, изменение социального запроса, то сейчас, в первую очередь, техника и тактика фехтования изменяется в зависимости от изменений правил соревнований. Ещё относительно недавно — в первой половине XX века — судейство на соревнованиях по фехтованию было визуальным. Укол или удар присуждался судьями на основании наблюдения за поединком. Но технологии не стоят на месте — появилась система электрофиксации укола — и фехтование кардинально изменилось. Изменилось настолько, что некоторые старые мастера подвергли это нововведение резкой критике.
Возможно, современное спортивное фехтование достаточно далеко ушло от прямого прикладного значения владения холодным оружием. Но фехтование сохранило самую главную черту — умение быстро и безошибочно адаптироваться к любым новым условиям.
Именно это делает европейское фехтование самой эффективной и целесообразной системой владения оружием, хотя, конечно, усложняет труд исследователей и любителей истории этого единоборства — ведь постоянные изменения очень далеко увели технику современного фехтования от её первоистоков.
Внимательный читатель может упрекнуть нас в том, что мы ни слова не сказали ни про загадочную испанскую Дестрезу, ни про яростный длинный меч немецких мейстеров, ни про горделивую польскую саблю — всё это так. Мы постарались лишь очень крупными мазками наметить некоторые моменты истории развития фехтования и надеемся вернуться к этой теме и рассказать более подробно как про разные направления старинного искусства клинка, так и про современную фехтовальную жизнь.
Ещё больше интересных статей на Fitzroy Magazine
При копировании или перепечатке материалов активная индексируемая ссылка на сайт fitzroymag.com обязательна.
Сергей Мясищев