Мне часто приходится слышать расхожее дилетантское мнение о том, что сиквелы всегда хуже оригинала. Конечно, это глупость, опровергать которую можно бесконечным числом примеров: от "Крестного отца 2" и "Терминатора 2: Судный день" до "Чужих" и "Безумного Макса 2", но сейчас хочу рассказать не об этом.
Возможно, вы уже заметили, что среди приведенных мной примеров только одна картина не имеет в названии двойки, общепринятого индекса для сиквелов, которым не стесняются пользоваться и сегодня. Да, Джеймс Кэмерон и студия Fox подарили миру продолжение фильма "Чужой" не под логичным названием "Чужой 2", а с небольшой хитринкой. А знаете, почему продолжение назвали "Чужие"? Нет? Сейчас расскажу. Это, безусловно, гораздо более яркая история, чем может показаться на первый взгляд...
Итак, для начала вернемся в 1979-й. В конце мая в США, а в сентябре и в Британии в прокат вышел фантастический фильм ужасов режиссера Ридли Скотта, и моментально стал рекордсменом боксофиса в обеих странах. И в Штатах, и в Англии лента стала самой успешной лентой в истории, показавшей лучшие сборы в пересчете на одну копию. В итоге, к августу 1980-го касса мирового проката ксеноморфа перевалила за сотню миллионов долларов, что весьма неплохо для фильма, который в производстве стоил 11 миллионов. Однако боссы Fox не спешили откупоривать шампанское (точнее, они не стали делать этого публично), они воспользовались хитростями так называемой "креативной бухгалтерии" (об этом феномене стоит написать отдельный материал - ведь примеров того, как в Голливуде из прибыли рисуют убытки множество) и показали ужасающую отчетность - якобы работа и продвижение ленты потребовали таких вливаний, что в итоге баланс "Чужого" оказался дефицитным - студия недосчиталась четырех миллионов долларов.
Не станем сейчас разбираться, как так получилось, но отметим, что по всем бумагам фильм не окупился и не принес прибыли, а потому вряд ли может рассчитывать на продолжение. И, собственно, до середины 1980-х о сиквеле никто всерьез и не заикался, пока на пороге Fox не появился молодой, но уже достаточно уверенный в себе режиссер Джеймс Кэмерон. Он уже успел зарекомендовать себя "Терминатором", а потому знал, что студия заинтересована в новых, оригинальных, энергичных идеях - именно в таких, какие мог предложить именно Джеймс.
Но вот ведь в чем фокус. Руководители и продюсеры студии 20th Century Fox привыкли к очень подробным и вдумчивым презентациям - претендующие на запуск проекта авторы на питчинге обычно рассказывали о проработанном сюжете, демонстрировали расчеты производственного бюджета, показывали раскадровки и предварительные арт-концепции... А Кэмерон пришел с пустыми руками. По легенде, режиссер подошел к белой доске, на которой до него сотни претендентов рисовали сложные схемы взаимодействия персонажей, и жирно вывел маркером слово ALIEN. А потом добавил на конце букву S и перечеркнул ее двумя чертами, отобразив знак доллара. ALIEN$. Этим будущий классик фантастики и приключений показал, что стоит вложить в оригинальную идею "Чужого" дополнительные деньги, и эффект будет взрывным. Собственно, на этом его выступление практически и закончилось...
Ходят слухи, что присутствовавшие на презентации люди из верхушки Fox назвали ее самой сумасшедшей подачей, из когда-либо виденных ими. Это был верх минимализма, но уверенность и увлеченность Кэмерона буквально обезоруживала любого скептика. В результате бюджет продолжения вырос в полтора раза и составил 18 миллионов долларов, Кэмерон получил право написать собственный сценарий к будущей ленте, ну, а за картиной закрепилось название "Aliens", к счастью, без долларовой $. По нынешним временам "Чужие" в 1986-м собрали сущие копейки - всего какие-то 160 миллионов долларов - однако во второй раз Fox не решилась мухлевать с бухгалтерией, и картина официально была признана кассово успешной и высокоприбыльной.
Сложно сказать, насколько правдива эта история с "эс как доллар", обычно детали такого предварительного обсуждения редко выходят за пределы переговорных комнат штаб-квартир студий-мейджоров, но кое-что я могу сказать со все ответственностью. Мне однажды довелось пообщаться в Джеймсом Кэмероном. Это было совсем короткое интервью, на четыре-пять вопросов, которые должны были соответствовать теме визита режиссера в Москву (а это было, когда он привозил в Россию "Титаник в 3D"), поэтому о чем-то ином нам поговорить не удалось. Но я на эти три минуты оказался настолько поглощен энтузиазмом и любовью режиссера к его проектам, что забыл как дышать. Тут уж не до дополнительных вопросов было, я себя чувствовал захлебывающимся ДиКаприо в холодных волнах Атлантики.
Так что я ничуть не удивлен такой версии возникновения названия "Чужие". Как минимум, такое могло быть, и это могло сработать, потому что настоящий талант найдет способ себя реализовать любым, даже самым нетривиальным способом.
На память о встрече с Кэмероном на "Титанике" у меня, кстати, остался автограф. Под рукой его сейчас нет - я все еще в творческой командировке - но когда вернусь, обязательно его сюда прикреплю. На память.
Пока на этом все. Ждем середины июля, когда нам наконец-то разрешат пойти в кино (предвкушаю, что Путин метит в премьеру Нолана). Там и увидимся, а пока - читаем вместе. И не болейте!