В перестроечные и пост-советские годы разгонялась эта унылая мантра о том, что в СССР все хорошее делалось вопреки советской власти, советскому строю и т.п. Вопреки собственному командованию наши солдаты победили в Великой отечественной войне. Вопреки уникальной системе художественного производства в СССР творили многие тысячи советских художников. И прочий подобный бред. Особенно грешно говорить это о советском искусстве. Как можно говорить о «вопреки», когда именно советская власть создала мощнейшую систему художественного образования? В иных мирах (и прежде всего в русском дореволюционном) сотни и тысячи мальчиков пасли бы коров и корячились в поле. А такое же количество девочек вообще не факт научились бы читать и писать. И были бы они бесконечно далеки от мира искусства. Советская власть позволила существовать в профессии тысячам художников. Нигде и никогда не было такого количества профессиональных художников-графиков, например. И так же было в музыке и других искусствах. Сложилась потрясающая советская матрица культурных институций, пронизавшая всю страну, до самых до окраин. О каком «вопреки» вообще можно говорить?
Вообще это «вопреки» демонстрирует какое-то глубинное, чудовищное невежество нашей интеллигенции в области социального и шире гуманитарного знания. Их разуму подвластно только эгоистическое самоощущение индивида. Они не понимают значимость социального, институционального пейзажа, в котором неизбежно существует человек. Именно поэтому они с такой легкостью и почти идиотической, дикарской, инфантильной безответственностью призывают к сносу любой наличной государственности в нашей стране. И такое чудовищное невежество царит в нашей интеллигенции, сборище образованцев и недоучек царит уже много десятилетий. Для меня огромная загадка – кто их считает людьми образованными и интеллектуальными??? Это же абсурд!
Наши поклонники «вопреки» действительно верят в то, что социальный порядок, сложнейшая институционная инфраструктура и прочее невидимое ими произрастают сами собой, существуют сами по себе. Они как бы подразумеваются. Они слишком скучны и непонятны для этой публики. Видимо потому, что там нет драмы, там бесполезен этот тупой и пустой язык вообще-говорения о России, в котором наша либерально-интеллигентская публика изрядно поднаторела. Там, в конце концов, требуется усилие погружения, познания, а это нашей поверхностной интеллигенции недоступно. И как же все это надоело!
И как же надоела эта какая-то цивилизационная неблагодарность! Зато в 90-е очень многие если не признали, то уже точно почувствовали недостаточность утраченного. И многие, уверен, очень заскучали по этому «вопреки», потому что в злом и дарвинистском мире 90-х они на хрен никому стали не нужны.
Евгений Фатеев