Найти в Дзене
Азбука Семьи

С Днём Победы, воспоминания мамы о войне. Почему меня мама назвала Таней.

Я всегда знала, что меня назвали Татьяной в честь Зои Космодемьянской, но только недавно мама мне рассказала, что её решение было навеяно воспоминаниями военного детства. Ташкент, осень 1941 года, маме было 4 года, она вспоминает: «Помню, что электричество в войну постоянно куда-то пропадало. Мы, как и все соседи обзавелись "коптилками" - пузырьками, в которые наливался керосин, через металлическую трубочку пропускался фитиль, скрученный из ваты или какого- то шнура, за ним нужно было всё время следить, так как сгорая, он время от времени начинал коптить или вовсе затухал. По вечерам мама при этом ужасном свете читала мне книжки, которые мы брали в библиотеке. Особенно мне запомнились рассказы о семье Дуровых, о животных. Дома было холодно, печь топить было нечем, а немудрёный обед и чай мы варили во дворе тоже на импровизированный печке, «мангалке», сделанной из ведра, со вделанной в него решёткой, на которую укладывался саксаул, или, если повезёт, то уголь. Внизу вырезали окоше

Я всегда знала, что меня назвали Татьяной в честь Зои Космодемьянской, но только недавно мама мне рассказала, что её решение было навеяно воспоминаниями военного детства.

Ташкент, осень 1941 года, маме было 4 года, она вспоминает: «Помню, что электричество в войну постоянно куда-то пропадало. Мы, как и все соседи обзавелись "коптилками" - пузырьками, в которые наливался керосин, через металлическую трубочку пропускался фитиль, скрученный из ваты или какого- то шнура, за ним нужно было всё время следить, так как сгорая, он время от времени начинал коптить или вовсе затухал. По вечерам мама при этом ужасном свете читала мне книжки, которые мы брали в библиотеке. Особенно мне запомнились рассказы о семье Дуровых, о животных.

Дома было холодно, печь топить было нечем, а немудрёный обед и чай мы варили во дворе тоже на импровизированный печке, «мангалке», сделанной из ведра, со вделанной в него решёткой, на которую укладывался саксаул, или, если повезёт, то уголь. Внизу вырезали окошечко для уборки золы.

Моя бабушка Наташа с мамой. Ташкент
Моя бабушка Наташа с мамой. Ташкент

Ложиться вечером в постель было тоже страшно, она вся промерзала за день, поэтому мы ложились в одежде и по мере согревания, постепенно снимали с себя по одной одёжке. Утром же одежда согревалась под одеялом и одевалась в обратном порядке. Ноги мои поменяли размер, а обуви негде было купить, да и не на что. Мама сшила из какой- то материи сапожки, которые внутри были простёганы ватой. Они были тёплые, но погода в Ташкенте сырая и мокрая, а галош не было!

Мамина работа и мой детсад были далеко от дома. Так что мамочке моей приходилось меня нести на спине, останавливаясь возле парадных дверей домов, перед которыми были ступеньки. Она отдыхала и несла меня дальше. Хорошо, когда выпадал снег, тогда мама возила меня на санках. Но зимой в Ташкенте снег бывает редко…

Радио у нас, впрочем, как и во всех квартирах, никогда не отключалось, мне одной было страшно дома, а когда диктор что-нибудь говорил, казалось, что рядом есть взрослые. Мама приходила с работы уже поздно вечером, и до её прихода - я сидела на маленькой табуретке, не зажигая «коптилки», и слушала по радио всё подряд: сообщения совинформбюро (о том, как отступали, а потом наступали наши войска, о подвигах советских героев), музыку и песни по заявкам, письма с фронта.

https://krmcks.tom.muzkult.ru/media/2019/03/21/1260263062/009.jpg
https://krmcks.tom.muzkult.ru/media/2019/03/21/1260263062/009.jpg

Однажды я услышала рассказ про разведчицу Таню. Слушать было очень страшно, под Москвой немцы схватили девушку партизанку и пытались узнать у неё информацию о её отряде. Девушка молчала, они стали издеваться над ней, на груди выкололи звезду, под ногти загоняли иголки, но она молчала. Её раздели до рубашки и босиком гоняли по снегу. Утром выгнали всё село на площадь и повесили её. Хозяйка дома, куда её бросили на ночь, потихоньку спросила: «скажи, как тебя зовут?». Девушка ответила «Таня» Перед тем, как на шею ей накинули верёвку, она крикнула людям: «Не плачьте, не бойтесь… Сталин с нами, Сталин придёт!!!

Это была героиня Советского Союза Зоя Космодемьянская.
В честь неё я свою дочку назвала Татьяной.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ВСЕМУ НАШЕМУ НАРОДУ ПЕРЕЖИВШУЮ ЭТУ ЖЕСТОКУЮ ВОЙНУ!!! ».

Моя мама - Альбина и я - Татьяна
Моя мама - Альбина и я - Татьяна

Я гордилась своим именем всегда, но всю жизнь приходится соответствовать образу героини. Помню, как в детстве, когда я плакала и не хотела идти к стоматологу, мама «стирала» мои слёзы одной фразой: «а Зоя не плакала, даже когда ей иголки под ногти засовывали».

Можно по-разному относиться к подвигу Космодемьянской, мама «до слёз» переживает, если читает в интернете злые статьи про разоблачения «подвигов военных героев», особенно, если это касается Зои. Я её понимаю, детские воспоминания мамы - это наша семейная история, и история страны, которые мы передаём своим детям и внукам.

Мамины воспоминания в других публикациях:

«Папа не принёс дочке пирожное» - так начиналась война в воспоминаниях моей мамы.

«Мы были похожи на маленьких обжирающихся гусениц, ползающих по грядкам», так вспоминает мама День Победы 1945 года .

Будьте счастливы! Берегите себя, детей и мир!

У вас есть семейные истории ? Поделитесь в комментариях – обсудим…