Понятно, что как таковых границ у региона, скрывающимся за этим словосочетанием, нет. Если просто - территория на стыке Тверской, Ярославской, Новгородской и немного даже Вологодской областей.
Привлекателен регион прежде всего для любителей железных дорог, ибо многие населенные пункты именно стальным магистралям обязаны своим появлением.
Близость к Столицам и, в то же время, очаровательная провинциальность этих малодеятельных линий привлекает. При движении от Москвы, после забитой дачниками и туристами электрички до Савелово, "подкидыш" до Сонково на контрасте кажется верхом местечковости и ненужности 😄Контактная сеть исчезает вместе с высокими платформами и большей частью людей. Железная дорога идет по глухим лесам и болотам Тверской области, почти не встречая на своем пути сколь-нибудь значимых населенных пунктов.
Вообще так называемый "Мологский ход" интересен. Дублирующий главную магистраль Октябрьской ЖД он практически на всем протяжении лишен нормального пассажирского движения. Лишь на ближайших к Столицам участках электропоезда курсируют много раз в день, стоит только заехать дальше - за Будогошь или за Савелово, как все заканчивается. Один раз в сутки, на некоторых перегонах и того реже.
Железнодорожным центром региона, безусловно, является поселок Сонково, выросший на пересечении Рыбинско-Виндавской железной дороги и Мологского хода СПб - Москва. Причем именно первое направление является там главным, а не московское, как привычно.
Сам поселок крайне мал и уныл. Да и железнодорожное движение здесь преимущественно грузовое, а после ожидаемой реконструкции московско-питерской ветки, еще и сильно возрастет. Пригородное движение вялое - ежедневные подкидыши до Бологое и Савелово, да чередующийся поезд до Пестово/Весьегонска, и то не каждый день. В сторону Ярославля и Рыбинска подкидышей нет, лишь от соседнего Пищалкина (16км) начинается движение. ПДСов тоже крайне мало, лишь по главной ветке можно проехаться ежедневно.
Я ездил на пригородном утреннем из Бологое - один тепловоз и один вагон. Причем пассажиров было человек семь, из которых все, кроме меня, были железнодорожниками, стало быть за проезд не платили. То есть я был единственным человеком, который своими немногочисленными рублями вложился в это мероприятие. Удивительно, как при такой вопиющей убыточности данный состав продолжает ходить в ежедневном режиме. Не иначе, как пресловутая социальная функция.
Недалеко от Сонково расположен город Бежецк. И это действительно город, хотя и сильно потрепанный.
В Бежецке нашел столовую при местном заводе, часы работы впечатлили. Что-то вроде 12-15. Ну а цены - просто сказка. Жаль, фото чека не сохранилось. Из Бежецка, кстати, довольно легко добраться до Твери (что я и сделал разок) - маршрутки регулярны. В этом плане городок выгодно отличается от более восточных населенных пунктов, где к традиционной бедой с автодорогами добавляется еще и беда с общественным транспортом.
На восток от Сонково перемещаемся в поселок Октябрь, это уже Ярославская область. Именно этому ПГТ гораздо меньшее Пищалкино обязано появлением конечной станции дизелей из Рыбинска и Ярославля. Расстояние между Сонково и Пищалкино я как-то преодолел пешком и местами даже бегом, в надежде успеть с одного подкидыша до другого. И даже успел, если бы в тот день не отменили подкидыш до Рыбинска. Так что пришлось использовать нелюбимый мной автостоп, чтобы как-то оттуда выбраться😒.
Водила, который меня вез большую часть пути, рассказал, что за двадцать лет его стажа грузоперевозок в этом районе, я его первый автостопщик 😄 Скорее всего, он преувеличил слегка, но места там действительно глухие - движение по дорогам крайне вялое.
За Великой Русской Рекой цивилизация, кстати, возвращается.
Еще интересный городок региона - Весьегонск, куда заходит совсем уж запущенная железнодорожная ветка из того же Сонково с движением два раза в неделю. Город это был фактически уничтожен стройкой века - Рыбинским водохранилищем, и отстроен заново немного в другом месте. До него еще не доезжал, планирую прокатиться, и обязательно по железке.
Удивительно, что при такой относительной близости к Москве, эти места столь "нетронуты" человеком и заповедны. Ну, этим они и привлекательны, пожалуй.
Спасибо, что дочитали.