Найти в Дзене
Андрей  Паровоз

Савеловская глухомань. Это вообще где?

Понятно, что как таковых границ у региона, скрывающимся за этим словосочетанием, нет. Если просто - территория на стыке Тверской, Ярославской, Новгородской и немного даже Вологодской областей.

Крупных городов в районе нет, разве что Рыбинск на востоке, не попавший на этот снимок.
Крупных городов в районе нет, разве что Рыбинск на востоке, не попавший на этот снимок.

Привлекателен регион прежде всего для любителей железных дорог, ибо многие населенные пункты именно стальным магистралям обязаны своим появлением.

Близость к Столицам и, в то же время, очаровательная провинциальность этих малодеятельных линий привлекает. При движении от Москвы, после забитой дачниками и туристами электрички до Савелово, "подкидыш" до Сонково на контрасте кажется верхом местечковости и ненужности 😄Контактная сеть исчезает вместе с высокими платформами и большей частью людей. Железная дорога идет по глухим лесам и болотам Тверской области, почти не встречая на своем пути сколь-нибудь значимых населенных пунктов.

Вообще так называемый "Мологский ход" интересен. Дублирующий главную магистраль Октябрьской ЖД он практически на всем протяжении лишен нормального пассажирского движения. Лишь на ближайших к Столицам участках электропоезда курсируют много раз в день, стоит только заехать дальше - за Будогошь или за Савелово, как все заканчивается. Один раз в сутки, на некоторых перегонах и того реже.

Железнодорожным центром региона, безусловно, является поселок Сонково, выросший на пересечении Рыбинско-Виндавской железной дороги и Мологского хода СПб - Москва. Причем именно первое направление является там главным, а не московское, как привычно.

Зал ожидания в Сонково
Зал ожидания в Сонково

Сам поселок крайне мал и уныл. Да и железнодорожное движение здесь преимущественно грузовое, а после ожидаемой реконструкции московско-питерской ветки, еще и сильно возрастет. Пригородное движение вялое - ежедневные подкидыши до Бологое и Савелово, да чередующийся поезд до Пестово/Весьегонска, и то не каждый день. В сторону Ярославля и Рыбинска подкидышей нет, лишь от соседнего Пищалкина (16км) начинается движение. ПДСов тоже крайне мало, лишь по главной ветке можно проехаться ежедневно.

Товарняк на перегоне Сонково - Пищалкино.
Товарняк на перегоне Сонково - Пищалкино.

Я ездил на пригородном утреннем из Бологое - один тепловоз и один вагон. Причем пассажиров было человек семь, из которых все, кроме меня, были железнодорожниками, стало быть за проезд не платили. То есть я был единственным человеком, который своими немногочисленными рублями вложился в это мероприятие. Удивительно, как при такой вопиющей убыточности данный состав продолжает ходить в ежедневном режиме. Не иначе, как пресловутая социальная функция.

Недалеко от Сонково расположен город Бежецк. И это действительно город, хотя и сильно потрепанный.

Мне город запомнился таким. Яндекс.картинки
Мне город запомнился таким. Яндекс.картинки

В Бежецке нашел столовую при местном заводе, часы работы впечатлили. Что-то вроде 12-15. Ну а цены - просто сказка. Жаль, фото чека не сохранилось. Из Бежецка, кстати, довольно легко добраться до Твери (что я и сделал разок) - маршрутки регулярны. В этом плане городок выгодно отличается от более восточных населенных пунктов, где к традиционной бедой с автодорогами добавляется еще и беда с общественным транспортом.

На восток от Сонково перемещаемся в поселок Октябрь, это уже Ярославская область. Именно этому ПГТ гораздо меньшее Пищалкино обязано появлением конечной станции дизелей из Рыбинска и Ярославля. Расстояние между Сонково и Пищалкино я как-то преодолел пешком и местами даже бегом, в надежде успеть с одного подкидыша до другого. И даже успел, если бы в тот день не отменили подкидыш до Рыбинска. Так что пришлось использовать нелюбимый мной автостоп, чтобы как-то оттуда выбраться😒.

Водила, который меня вез большую часть пути, рассказал, что за двадцать лет его стажа грузоперевозок в этом районе, я его первый автостопщик 😄 Скорее всего, он преувеличил слегка, но места там действительно глухие - движение по дорогам крайне вялое.

Очередь на паром через Волгу в Мышкине. Платный, кстати, для автомобилей. Бесплатно - порядочный крюк до Углича и обратно по другому берегу.
Очередь на паром через Волгу в Мышкине. Платный, кстати, для автомобилей. Бесплатно - порядочный крюк до Углича и обратно по другому берегу.
Волга-матушка
Волга-матушка

За Великой Русской Рекой цивилизация, кстати, возвращается.

Еще интересный городок региона - Весьегонск, куда заходит совсем уж запущенная железнодорожная ветка из того же Сонково с движением два раза в неделю. Город это был фактически уничтожен стройкой века - Рыбинским водохранилищем, и отстроен заново немного в другом месте. До него еще не доезжал, планирую прокатиться, и обязательно по железке.

Удивительно, что при такой относительной близости к Москве, эти места столь "нетронуты" человеком и заповедны. Ну, этим они и привлекательны, пожалуй.

Спасибо, что дочитали.