Найти тему
Живу в Коми

15 сентября 1937 года в Сыктывкаре были расстреляны 13 человек. Спустя десятилетия краеведам удалось найти их братские могилы

Оглавление

15 сентября 1937 года на окраине Сык­тыв­кара была расстреляна гру­п­па из 13 человек под условным названием «Священная дружина». В этот день мученическую кончину приняли епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии Герман (Ряшенцев); епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии, Серапион (Шевалеевский); игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне среди них Павел Елькин и супруга расстрелянного в 1931 году священника села Вотча Прокопия Шаламова Мария Шаламова. Спустя десятилетия об этом громком деле стали известны новые факты и… появились новые гипотезы.

У братской могилы погибших в годы репрессий в Сыктывкаре
У братской могилы погибших в годы репрессий в Сыктывкаре

О некоторых участниках «Священной дружины». Владыка Герман

Собор святых Коми земли
Собор святых Коми земли

На иконе епископ Герман (Ряшенцев) изображается во главе Собора новомучеников Коми. Кратко напомним биографию Владыки. Родился будущий святой в Тамбове в купеческой семье в 1874 году. Окончил Тамбовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, которую завершил со степенью кандидата богословия. На первом курсе академии принял монашеский постриг с именем Герман, а на четвертом году обучения был рукоположен во иеромонаха. В 1919 году хиротонисан во епископа и определен епископом Волоколамским, викарием Московской епархии.

Священномученик Герман (Ряшенцев). Фото из протокола допроса
Священномученик Герман (Ряшенцев). Фото из протокола допроса

Шесть раз подвергался арестам Владыка Герман. Первый раз в феврале 1921 года, через год своего служения на Волоколамской кафедре. Но в апреле был освобожден без права выезда из Москвы. В 1922 году был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в июне 1923 года сослан на два года в Тобольский округ. Освобожден из ссылки в 1925 году и в этом же году вновь арестован с большой группой насельников Свято-Даниловского монастыря. Проходил по делу Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Был сослан на два года в Среднюю Азию. По возвращении из ссылки определен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Епархией не управлял, потому что в этом же году был вновь арестован и осужден на три года Соловецких конц­ла­герей.

В 1930 году переведен на положение ссыльного. В эти годы проживал в городах: Кемь, Котлас, Великий Устюг и в Усть-Куломском районе Коми. В феврале 1933 года получил разрешение на выезд в Арзамас. И в 1934 году был вновь осужден и приговорен к трем годам ссылки в северный край. Во время ссылки и проживал в селе Кочпон Сыктывдинского района Коми АССР.

Ссыльный епископ исполнял обя­занности регента в Свято-Казанском храме села Кочпон. Высоко­образованного пастыря заме­тили прихожане, к нему по­тя­нулось ссыльное духове­н­ство, у него искали утешения и под­держки.

Свято-Казанский храм местечка Кочпон в наши дни
Свято-Казанский храм местечка Кочпон в наши дни

НКВД, конечно же, внима­тельно наблюдало за вла­ды­кой Германом и другими ссыль­ными, проживающими в селе Коч­пон. Когда наступил 1937 год и была дана команда уси­лить бо­рьбу с «врагами на­ро­да», чеки­сты сразу взя­лись за дело. 24 февраля 1937 года бы­ли арес­тованы епископы Герман (Ряше­нцев) и Сера­пион (Ше­валеевский), иеромонах Иоанникий (Тарара), священник Кресто­воз­движен­ской Нижнеконской церкви Стефан Ермолин, бывшая фрейли­на импе­ра­­тор­ского двора Алек­сандра Федоро­вна Штоквич (ссыль­ная), проживавшая в селе Кочпон супруга расстрелянного священника села Вотча Мария Алек­сандро­вна Шала­мова и другие миряне и священнослу­жители.

13 чело­­век было впол­не достаточно, что­бы рапор­товать о рас­кры­тии целой контр­револю­цион­ной орга­низации. Их, по сути, осу­дили за челове­чность, за то, что не ос­тавляли друг друга в беде, по­могали как могли. Так, Владыка Герман получал сре­дства от родных из Москвы, деньги и по­сылки ему пере­да­вали Мос­ковский и Ха­рь­ков­с­кий епис­копы и верующие. На эти сре­д­ства Вла­дыка Герман по­мо­гал выжить всему ссыль­ному духо­венству. Местные жители тоже помогали: при­но­сили ссы­льным шерсть для валенок. Удивите­льным был и тот факт, что ли­шен­ные права голоса хрис­тиане хлопо­тали даже об от­крытии храмов. Но главная по­мощь, которую ока­зывал Вла­дыка Гер­ман, это ду­ховные со­веты, нас­тав­ления, как жить в нелегких условиях:

«Я лично счи­тал своим долгом путем личного примера в ду­ховной жизни и исполнения монаше­ских обя­зан­ностей, воз­дей­ствовать на окружающую среду и людей слабых в вере... Я объединял то ссыльное мо­нашество, кото­рое приходило ко мне. Как епископ считал своим долгом оказать им моральную под­держку в усло­виях ссылки, помочь им сох­ранить свой об­лик...»

Однако сле­дова­тели на­ш­ли массу «дока­за­тельств» зло­на­мерен­ности арес­тован­ных. В конфискован­ных пись­мах было обнаружено и наз­вание орга­низации - «Свя­щенная дружи­на». Нап­расно Владыка Герман дока­зывал, что речь в пи­сьмах к епископам шла о свя­щен­ной дру­­жине иноков. В пи­сьмах духовенство сове­то­ва­ло Вла­дыке Герману не орга­низо­вывать священных дружин, то есть не совершать постригов в мона­шество. Пе­реписка завя­залась из-за жела­ния Марии Шаламовой принять мона­шеский постриг. Но, учиты­вая настоящие условия церков­ной действи­тельности, Влады­ка Герман рекомендовал оди­ноким жен­щинам подражать подвиж­ни­цам «института пер­вохрис­тианских диаконисс», то есть вести аске­тическую жизнь, совершая под руководством духовного отца определенное монашеское правило.

Как ни пыта­лись чеки­сты, не смогли зас­тавить Вла­дыку оговорить кого-либо:

«Вино­вным себя в предъ­явленном обви­нении не приз­наю. Ссыль­ное духовен­с­тво Сык­тывкара, правда, груп­пи­ровалось вокруг меня, но не для антисоветской работы, а ис­ключительно в ре­лигиозных целях и в силу моих рели­гиоз­ных убеждений. Соби­ралось же духо­венство только как люби­тели духовного пе­ния, для чего при Кочпонской церкви был орга­низован кружок люби­телей цер­ковного пения...»

Из­мученного трехме­сячными доп­росами Владыку Германа пос­тановили рас­стрелять.

Мария Шаламова

Священник Прокопий Шаламов с супругой  Марией
Священник Прокопий Шаламов с супругой Марией

В предыдущей главе статьи о Владыке Германе мы уже указывали, что его переписка с епископами началась из-за жела­ния Марии Шаламовой принять мона­шеский постриг – прокомментируем эту ситуацию.

После расстрела на окраине Сыктывкара, в местечке Дырнос дор, супруга Марии Шаламовой, священника села Вотча Прокопия, она поселяется в село Кочпон. Нелегко представить себе ее состо­я­ние после гибели му­жа. Впрочем, вот как она сама о том времени рассказывает в письме архи­е­пи­скопу Николаю:

«В селе Вотче вве­ренной вам епархии в цер­кви Рожде­с­т­ва Богородицы с 1897 года мой покойный супруг, ныне ско­нчавшийся или, вернее, ли­шен­ный жизни за славное имя Хри­с­­тово в 1931 г. в узах темни­цы, был священником этого при­­­хода. В течение 33 лет я вме­­сте с ним несла все невз­го­ды и радости приход­ской жиз­ни, стараясь быть не только спу­­тницей, супругой жизни, но и сотрудницей всей его пасты­рской деятельности. При пос­ле­­днем предсмертном свида­нии с моим супругом в темнице о. Прокопий, так было имя ему, еще раз подтвердил и укрепил волю мою в прежде избранном мною пути сле­дова­ния за Хри­с­том. Это свое жела­ние и бла­го­словение он подкре­пил и ны­не, я верю, подкреп­ля­ет своими молит­вами и пред­с­тательством пе­ред Богом. С пе­рвого же мо­мента после его смерти, когда го­речь утраты еще была свежа в моей душе, я стала про­во­дить в жизнь все то, о чем я да­ла внутренний обет перед Бо­гом - стала слу­жить всем не­во­льным узник­ам Хрис­то­вым, на­хо­дящимся в нашем крае, от сво­их имений и от трудов рук своих. Милостивый Господь, Ис­точник всякого добра, помо­гал мне всем пот­ребным. Так во смирении и тер­пении и до сего дня тщусь быть полезной всем нуж­даю­щимся. Молитва и пре­бывание в храме Господнем сде­­лались необхо­димой пот­ре­б­ностью моей ду­ши...»

Это желание супруги священника принять после трагической ги­бе­ли мужа монашество и решила судьбу матушки Ма­­рии:

«Мы­сль о мо­нашестве, воз­ник­шая в моей душе еще накануне брака, все сильнее и сильнее крепла в моей душе, а ныне яви­лась не­о­т­­ложной потреб­но­с­тью моего сердца. Поэтому-то я смиренно и при­­падаю к Вашим архи­пас­ты­рским стопам, раскрывая пе­ред Вашим просвещенным взо­ром тайники своей души, чтобы получить от Вас моли­твенное ар­хипастырское бла­госло­ве­ние на начало нового монашес­кого пути».

О своем намерении принять монашество Ма­рия писала и ар­хиепископу Вели­коустюж­скому Питириму:

«Еже­д­невное пре­бывание в храме Божием, деятельное участие во всех службах, сове­рша­юшихся в нем, непо­сре­дс­твенное сопри­кос­нове­ние со многими иноче­ствующими, пре­бы­ваю­щими в нашем горо­де, посильное под­ражание их жизни и мое стре­мление к оди­нокой жизни еще от юного воз­раста и обычай нашей русской древ­ности, принимать мона­шес­тво перед смертию, окон­чательно пле­нило мою душу непрео­доли­мым желанием всту­пить в дру­жину иноков...»

Письмо это было рассмотрено следователями НКВД как же­лание Шала­мовой всту­пить в контр­рево­люционную груп­пу «Свя­щенная дружина»...

Благие помыслы матушки Ма­рии мы читаем уже в ис­каженном виде в ордере на ее арест от 23 февраля 1937 года:

«... Же­­на расстрелянного свя­щен­ника, проживающая в с. Коч­пон, ул.Колхозная,11, на протя­жении ряда лет имеет связь с ссы­­льным духове­н­ством, сис­те­матически про­водит, орга­ни­зу­ет анти­совет­скую деятель­ность, устра­ивает нелегальные сборища членов группы у себя на квартире. По поручению ак­ти­­ва группы выполняет роль свя­­зиста с контрреволю­цион­ны­ми элеме­нтами - церковни­ками Сыкты­вкарского, Сысоль­с­­кого и дру­гих районов и епис­копом Вели­коустюжским Пити­римом, для чего в 1936 году спе­­ци­ально выезжала в Устюг и вышеупо­мянутые районы».

В приговоре к расстрелу от 13 сентября 1937 года гово­ри­т­ся:

«Жена священника, расст­ре­лянного за контрре­волюци­о­н­­­ную деятельность, являлась ак­­тивной участ­ницей контрре­во­люционной фаши­стской гру­п­­пы церков­ников, именовав­ше­й­ся «Свя­щен­ная дружина». Зани­малась сбором средств для оказания матери­альной по­­мощи ссыльным ду­хов­ни­кам, среди населения распро­с­тра­няла контрре­волю­ци­он­ные кле­ветнические измы­ш­ле­ния о положении колхоз­ни­ков».

Дети супругов Шала­мо­вых потом по­пытаются выяс­нить судьбу своей матери, бесследно ис­чезну­вшей в 1937 году. На одну из дочерей Марии из-за этого будет даже заведено наблюдательное де­ло...

Мученик Павел Елькин

Павел Елькин в нижнем ряду (крайний справа). Фото из архива Свято-Казанского храма
Павел Елькин в нижнем ряду (крайний справа). Фото из архива Свято-Казанского храма

Традиционной для средневекового агиографического канона оказалась и жизнь другого "члена" «Священной дружины» - Павла Елькина, канонизированного Русской Православной Церковью. Многие составители жизнеописания мученика Павла нередко проводят параллели с житием апостола Павла, от гонителей христиан ставшего ревностным распространителем слова Спасителя.

Павел Елькин родился в селе Шошка Вологодской губернии (ныне Республика Коми). Так как семья была многодетной, Павла взял к себе на воспитание дед, проживающий в городе Усть- Сысольск (так до революции назывался Сыктывкар).

Павел окончил приходскую школу. Некоторое время даже жил в Петербурге, а вернувшись на родину, работал на заводе. Был одним из активных участников установления Советской власти в Коми крае. С 1918 года являлся членом ВКП(б).

Икона священномученика Германа и мученика Павла в Свято-Казанском храме местечка Кочпон
Икона священномученика Германа и мученика Павла в Свято-Казанском храме местечка Кочпон

Преображение Павла произошло под влиянием истинных носителей Святого Духа. Ведь проживал он в селе Кочпон рядом с храмом, где собирались для совместной молитвы ссыльные архиереи, священнослужители, высокообразованные миряне. Большая роль в обращении Павла принадлежала его супруге, которая была одно время старостой Кочпонского храма и познакомила своего мужа с ссыльным епископом Германом (Ряшенцевым). Это знакомство Павла с истинным пастырем Христовым привело к тому, что бывший активный коммунист уверовал и принял мученическую смерть за Христа вместе со своим духовным отцом, епископом Германом, и другими христианами.

Кочпон

Дом мученика Павла Елькина в местечке Кочпон
Дом мученика Павла Елькина в местечке Кочпон

В местечке Кочпон города Сыктывкара до сих пор еще стоит невредимым дом, который принадлежал Павлу Елькину. Местный краевед Николай Ивасишин вызвался показать нам дом святого.

- Я знал, что дом Павла Елькина находится в этом ряду, но точно никто не мог этого подтвердить, – рассказывает Николай Иванович. - И вот Господь так устроил, что приехали в наш храм родственники новомученика из села Корткерос крестить внучку, они-то и показали дом, в котором жил Павел Елькин.

Он оказался на берегу реки, в паре сотен метров от Свято-Казанского храма, представляет собой традиционную большую северную необшитую бревенчатую избу. Сейчас дому более 100 лет, он незаселен и слегка покосился – но видно, что нынешние владельцы иногда сюда приезжают.

- Возможно, летом родные будут использовать этот дом как дачу, - выражает надежду Николай Иванович, - места здесь красивые, старинные, рядом река и храм.

Пользуясь случаем, расспрашиваю Николая Ивасишина об истории Кочпона.

Во времена описываемых нами событий (1937 год) местечко Кочпон представляло собой село и по документам значилось населенным пунктом Сыктывдинского района Коми АССР. Сегодня Кочпон – это пригород Сыктывкара, где переплелись старина и новейшая история.

История Кочпона оказалась неразрывно связанной с историей Свято-Казанского храма.

- Для строительства храма было выбрано очень красивое место, - продолжаем беседовать с краеведом, - откуда ни посмотришь – всюду виден храм, расположенный на высоком холме. В XVII веке жители села Кочпон попросили власти, чтобы им разрешили построить в селе деревянную церковь. А летом 1901 года случился сильный пожар, в результате которого выгорело почти все село - 90 домов, в том числе и старинный деревянный храм XVII века .

Но было явлено Божие чудо - на пепелище сгоревшей церкви оказалась нетронутой огнем большая храмовая Казанская икона Божией Матери. В настоящее время этот образ прославлен многочисленными чудесами и знамениями.

Всего за пять лет жители сумели построить новый деревянный храм, и в 1906 году он был уже освящен.

- Если вдуматься, то за пять лет без подъемных механизмов, без бензопил, молотками и топорами люди построили храм немаленький даже по сегодняшним меркам, - отмечает Николай Ивасишин.

Оказалось, что в годы гонения на Церковь Кочпонский Свято-Казанский храм был единственным не принадлежавшим обновленцам, не оскверненным безбожными властями, а через некоторое время оказался единственным действующим в Коми АССР. В 1937 году Свято – Казанский храм стал центром жизни для всех верующих, в том числе для проживающих в Кочпоне ссыльных священнослужителей и мирян.

Где в Кочпоне жили епископ Герман (Ряшенцев) и Мария Шаламова? (Гипотеза)

Улица Колхозная в Сыктывкаре
Улица Колхозная в Сыктывкаре

В деле «Священной дружины» указаны и кочпонские адреса Владыки Германа (Ряшенцева): улица Колхозная, 5 - и Марии Шаламовой: улица Колхозная, 11. Но старожилы не помнят того времени, когда одна из улиц Кочпона носила такое название. Не принес результатов и поход в Национальный музей Коми. Улица Колхозная действительно есть, но находится она в Сыктывкаре, в районе городского аэропорта. Пройдя вдоль Колхозной, мы встретили здесь много столетних домов, и по стечению обстоятельств нашли дома-старожилы под номерами 12 и 10, а вот на месте, где могли находиться дома № 11 и № 5 построены сегодня современные здания.

- Такие адресные данные мог записать человек и по незнанию. Ведь Кочпон не имел в то время определенных границ, - объясняет Николай Ивасишин спорный момент.

Место расстрела (Гипотеза)

Вид на Дырнос дор
Вид на Дырнос дор

Сегодня доподлинно неизвестно и место расстрела участников «Священной дружины». Но из дальнейшего повествования может стать понятным, почему все-таки мы обращаем наше внимание на «Дырнос дор», имеющий печальную известность места расправ над христианскими мучениками.

Каким помнят это место сыктывкарские жители, рассказала педагог Раиса Дмитриевна Морозова:

- Дырнос дор – удивительно живописное место, где протекает река Дырнос, славящаяся своей чистой прозрачной водой, где можно было наблюдать игру рыб. Мы охотно купались здесь, полоскали белье и, можно сказать, в детстве все лето проводили здесь.

А недалеко от предполагаемого места расстрела «Священной дружины» находится и старое Тентюковское кладбище.

Старое кладбище

На месте предполагаемого захоронения Священной дружины
На месте предполагаемого захоронения Священной дружины

- Отправляться зимой на кладбище - это плохая идея, - так выговаривала мне Раиса Дмитриевна Морозова, которая со своим супругом Николаем Алексеевичем Морозовым уже много лет ухаживают за могилами убиенных в годы репрессий священнослужителей и мирян на старом кладбище в местечке Тентюково Сыктывкара. Но все же в один из субботних дней мы побывали вместе с супругами Морозовыми на Тентюковском погосте.

Супруги Морозовы в день нашего похода на Тентюковское кладбище
Супруги Морозовы в день нашего похода на Тентюковское кладбище

Опасения Раисы Дмитриевны по поводу того, что зимой попасть на кладбище будет невозможно, оказались напрасными – мы не просто шли по широкой дороге к могилам, но еще и имели возможность спокойно побеседовать.

- Вероятно, недавно были похороны, так как здесь проехало сразу несколько автомашин, - объяснил Николай Алексеевич.

- Это кладбище родовое у нас, - поясняет Раиса Дмитриевна. – Ранее эти угодья принадлежали моему деду, Петру Титову, который завещал устроить здесь кладбище, и сам он похоронен здесь же.

Так за разговорами подходим к ограде Морозовых. Сначала Раиса Дмитриевна и Николай Алексеевич зажигают свечи на могилах родственников, а потом подходят к безымянному кресту, также располагавшемуся в их оградке:

- Рядом с нашими родными похоронены и репрессированные. Семья у нас была большая и моя мама Анна Моисеевна сдавала половину нашего дома под линейный узел связи, где работало и много репрессированных. А когда они умирали от тяжести жизни, их трупы складывали в сенях нашего дома, маме же давали помощника и подводу, и они занимались их погребением. По рассказам мамы, хоронили в разных местах, но в основном в нашей ограде, рядом с могилами родственников… Сколько здесь похоронено людей – шесть или восемь, не могу точно сказать.

А совсем рядом расположены могилы расстрелянных в годы репрессий священнослужителей и мирян. Пройти рядом с заваленными снегом деревьями и памятниками невозможно, и тогда Николай Алексеевич скидывает куртку и начинает лопатой расчищать дорогу.

До могил новомучеников зимой добраться непросто
До могил новомучеников зимой добраться непросто

Раиса Дмитриевна, воспользовавшись нашей кратковременной остановкой, рассказывает тем временем историю захоронений.

- Приблизительно 16 лет назад мы встретились здесь на кладбище с нашей бывшей соседкой Тамарой Лапиной. Женщина стояла у безымянных могил, а потом подошла к нам и сказала: «Я вам хочу показать две могилки, за которыми ухаживать мне наказала моя крестная, Александра Ивановна. Но по состоянию здоровья теперь я часто не могу бывать на кладбище и хочу передать просьбу своей крестной вам».

В тот памятный день Тамара Пантелеймоновна поведала Морозовым, что в одной из рядом расположенных безымянных могил похоронены священнослужители, а в другой – верующие миряне. Отсюда появилась гипотеза о том, что это и есть место захоронения «Священной дружины». К могилам стали приезжать заинтересованные люди со всей России.

- Раньше эти захоронения были отмечены двумя столбиками с маленькими крестами на них. Потом эти столбики сгнили, - вздыхает Раиса Дмитриевна, - и мы установили здесь металлический и деревянный кресты, которые подобрали здесь же, на кладбище. Отметить это место памятником или памятным знаком – у нас с мужем средств нет. Подходит уже время и нам передать просьбу Александры Ивановны ухаживать за могилами новым преемникам в этом благом деле сохранения памяти о новомучениках российских.

Главный свидетель

Тамара Пантелеймоновна Лапина
Тамара Пантелеймоновна Лапина

Главного свидетеля по делу о безымянных могилах на Тентюковском погосте отыскать в Сыктывкаре оказалось несложно. Нашу встречу с племянницей Александры Ивановны (той самой, которая завещала ухаживать за могилами) Тамарой Пантелеймоновной мне устроили супруги Морозовы. Моя собеседница недавно отметила свое 70-летие, как выяснилось, долгие годы она проработала в нацбиблиотеке Коми, может быть, еще и поэтому Тамара Пантелеймоновна в начале нашей встречи попросила меня писать только о том, чему она действительно была сама свидетелем или слышала из уст своей крестной Александры Ивановны.

- Обидно сегодня видеть, как образ моего близкого человека – крестной и моей тети Александры Деминой - постепенно обрастает разными мифами, новыми фактами биографии, а ведь я единственный на сегодняшний день близкий ей человек, который мог бы рассказать в действительности, что произошло, - начинает Тамара Пантелеймоновна свой неторопливый рассказ.

Крестная Александра

Александра Демина (в черном)
Александра Демина (в черном)

Вместе с моей собеседницей рассматриваем старинные фотографии из семейных альбомов.

- Вот это и есть Александра Ивановна Демина (Титова), моя крестная! – показывает Тамара Лапина на снимках.

Но на всех фотографиях Александра запечатлена одинаково – всегда в черном одеянии, строга и сосредоточена даже во время минут отдыха и встреч с родными.

- В тот момент, с которого я начинаю помнить крестную, она уже была глубоко верующей женщиной, - продолжаем беседовать с Тамарой Пантелеймоновной.

На самом же деле трагические обстоятельства жизни Александры Ивановны привели ее со временем к вере. В эпидемию дифтерии друг за другом умерли ее юная дочь и девятимесячный внук, рано из жизни уйдет и супруг самой Александры. Как сама она говорила о себе: «40 лет я уже живу вдовой».

Скорбя и тоскуя по близким людям, Александра уверовала, основным ее занятием в Тентюково ( сначала село, а потом район Сыктывкара) стало чтение Псалтири по усопшим, а свой дом женщина превратила со временем в молельню.

- Иконы были во всех комнатах, она нередко совершала паломнические поездки, в том числе и в Киев, где жили ее родные, и привозила оттуда иконы, - вспоминает Тамара Пантелеймоновна. – Все иконы были переданы после смерти крестной в Свято-Казанский храм местечка Кочпон, прихожанкой которого она и являлась.

- Дорога в Кочпонский храм из села Тентюково была долгой, тогда ведь автобусы не ходили, приходилось подниматься засветло и отправляться в путь. Иногда крестная ночевала в Кочпоне у верующих, - продолжаем беседовать.

- Тамара Пантелеймоновна, одно из православных изданий даже сообщало, что у Александры Ивановны жил в доме ссыльный епископ Арзамасский Серапион (Шевалеевский), также проходящий по делу «Священной дружины» и расстрелянный в 1937 году. Это верная информация? – интересуюсь я.

- Если бы Владыка Серапион здесь жил, мне бы это было известно, – твердо заявляет женщина. - Ведь я каждый день приходила к крестной в гости. У нее действительно жили ссыльные. Помню монахиню Пелагею из Краснодара вместе с сестрой, еще у тети одно время жила Анна Фоминична Лебедева, учительница русского и немецкого языков, сосланная из Риги после расстрела мужа. Но вот что мне действительно известно и крестная сама мне об этом говорила, что под своим домом она прятала облачения заключенных священнослужителей.

- Ваша крестная, Александра Ивановна, участвовала в похоронах убиенных священнослужителей и верующих мирян?

- Александра Ивановна хоронила расстрелянных и в этом ей помогали тентюковские жители. Крестная часто меня водила на кладбище и показывала два рядом расположенных безымянных захоронения, а однажды сказала: «Когда я не смогу ухаживать за этими могилами, они останутся на твоем попечении». Я не помню, чтобы крестная называла мне имена погребенных здесь людей, но показала только, где похоронены священнослужители, а где – миряне, добавив: «Вот, не забывай ухаживать!»

Александра Демина (крайняя слева) с внуками и своей мамой
Александра Демина (крайняя слева) с внуками и своей мамой

- Александра Ивановна не говорила, что здесь похоронены люди, которые в один день были расстреляны? - задаю я следующий вопрос.

- Нет, такого она не говорила…

Можно сегодня только предполагать, что Александра Ивановна как активная прихожанка Свято-Казанского храма в 1937 году лично знала епископа Германа (Ряшенцева) и других ссыльных священнослужителей. Одно из известных сегодня мест расстрелов христиан - местечко «Дырнос дор» - и Тентюковское кладбище с предполагаемой могилой новомучеников «Священной дружины» – расположены рядом друг с другом. Поэтому и возникло мнение, что место казни христиан и их последнего приюта могут находиться в непосредственной близости друг от друга, чтобы поверить в то, что дело погребения христиан могла совершить женщина, тайно, пусть и с помощью жителей Тентюково.

После всего услышанного так и хотелось сказать: «Бесстрашная Александра» - непреклонная, ничего и никого, кроме Бога, не боявшаяся в своей жизни и пользующаяся огромным уважением среди жителей Тентюково. Даже когда ревностную христианку хотели раскулачить только за то, что свой дом она обшила деревом, за нее вступились земляки и отстояли ее. Александра Ивановна Демина умерла, не дожив нескольких месяцев до своего 93- летия и была похоронена на том же, Тентюковском погосте, рядом со своими родными и недалеко от безымянных могил российских новомучеников, память о которых она сохранила для потомков - для нас…

Наталья Прокофьева.