История первая
– Заменяла на средней группе воспитателя. Мы с детками пообедали. Стала помогать им раздеваться. Снимаю одной девочке через голову платье. Как только у нее освободились ручки, она начала меня обнимать в районе талии. Оказалось что не просто так:
– Что-то у тебя большой живот, – деловито выдала она.
Я от природы правда чуть пузатик, но считала, что успешно борюсь с этим недостатком. А тут, – вот те на. Но задумываться над этим было некогда, пытливый детский взгляд снизу вверх четко отслеживал мою реакцию. Поэтому спокойно говорю:
– Мы же сейчас обедали. Я, как и ты, хорошо поела.
– Нет, – не унимается девочка, – я знаю, у тебя там ребенок.
Вот это поворот событий! Психолог, не теряйся!
– Нет, - говорю уверенным голосом, – если бы у меня там был ребенок, он бы ножками толкался, я бы чувствовала.
Этот ответ к счастью, полностью удовлетворил любопытство девочки. И она отправилась в спальную комнату.
История вторая
Одним из первых вопросов на индивидуальной диагностике является вопрос «Расскажи о своей семье». Если ребенок не дает развернутый ответ, задаются дополнительные: «Назови членов своей семьи», «Кто в семье ходит на работу» и т.п.
Работала с общительной Машей (все имена в статье условные). На вопросы о семье пришлось отвечать и мне.
Дело было так:
Психолог: Маша, расскажи о своей семье.
Маша: Ну, у меня есть мама Юля, она работает в больнице медсестрой. Папа Леша, он работает в Москве, но сейчас дома и работает в такси. Ещё есть сестра Света. Вы ее знаете, но она уже в школу ходит. А мужа у меня пока нет. А у вас есть муж?
Мои мысли со скоростью света: Гм, сказать, что сейчас вопросы не обо мне, увести разговор в сторону? Девочка может отстраниться и не давать дальшеразвернутых ответов. Придется поддержать диалог.
Я: Нет, Машенька, мужа у меня нет.
Открываю рот задать следующий вопрос, но не успеваю.
Маша (крайне удивленно): Как нет? Вы же уже взрослая!
– Ну мы ещё не встретились с ним, не познакомились.
Маша сочувственно: он наверное ходит где-то и не знает, что вы его жена!
Мои мысли: Эх, Машенька, много в тебе женской мудрости.
Дальше работаем уже не отклоняясь от вопросов методики.
История третья
Пришла в группу провести занятие. У деток перед этим прошло ее одно. Им рассказывали про пингвинов. В том числе о том, что пингвины высиживают птенцов, согревая по очереди яйца под брюхом, между лап.
Жду, пока дети подготовятся: игрушки уберут, в туалет сходят. Во время этой паузы всегда есть дети, желающие пообщаться о чем-то личном. В этот раз подошла Лиза и деловито осведомилась:
– А у тебя есть дети? (Говорить взрослым «Вы» она стала только в подготовительной группе)
– Нет, Лиз, пока ещё нет.
Лиза, добрая душа, даёт мне совет:
– Ты должна снести яйцо и положить его под животик. Нет…, наверное не так…
После этого она смущённо замолкает и отходит в сторону. Наверняка первый раз в жизни задумывается откуда берутся дети у людей. А я не решаюсь продолжить этот разговор. Достаю из волшебного мешочка игрушечного зайчонка. Начинаю вовлекать детей в непосредственную образовательную деятельность.