Найти в Дзене
КОСМОС

Почему при старте Crew Dragon не было перегрузок?

О первом в истории запуске на МКС космического корабля SpaceX в последние дни и о том, какие последствия от этого запуска будут для мировой и российской космонавтики сейчас не пишет только ленивый. Мы об этом не писали, но не потому, что мы ленивые, а потому, что не особо хотелось повторять мысли множества других авторов по этому вопросу. Однако вчера один из наших подписчиков задал вопрос, который, как нам кажется не был широко освещён.

Смотрел трансляцию отправки американских космонавтов к МКС на корабле Crew Dragon. Показалось очень странным что во время полёта ракеты не было замечено каких либо видимых перегрузок. Космонавты делали какие-то движения руками, что-то набирали на дисплее и чувствовали себя (визуально) более чем комфортно... Разве не должны были космонавты испытывать мощные перегрузки или инженеры SpaceX создали какие-то технологии убирающие эффект перегрузок о которых мало кто слышал?

Во время взлёта с Земли астронавты испытываю перегрузки от 1g до 7g, это означает, что человека массой в 70 кг при взлёте к креслу прижимает с такой же силой, как если бы его масса составляла 490 кг. При этом перегрузки выше 7g как правило являются исключением и в подавляющем большинстве случаев перегрузки не превышают 4g.

График изменения ускорения космического корабля Crew Dragon
График изменения ускорения космического корабля Crew Dragon

Более того, высокие перегрузки при космических запусках обычно ограничены во времени и длятся не более нескольких минут. Так при запуске Crew Dragon перегрузки выше 2g были на третьей минуте полёта в течение 40 секунд перед отделением первой ступени, а также в течение примерно двух минут перед отделением второй ступени.

-2

Влияние перегрузок на организм определяется не только их величиной, но и скоростью нарастания, у неподготовленного человека уже через несколько секунд перегрузки порядка 5g приводят к потере зрения, нарушению дыхания, повреждениям тканей организма и потере сознания, управлять кораблём в таких условиях для обычного неподготовленного человека было бы довольно проблематично.

Однако, астронавты не обычные люди, они проходят долгую подготовку на центрифуге и различных тренажёрах в результате они могут сохранять сознание, координацию и трезвость мышления значительно дольше других людей даже при больших перегрузках.

-3

В дополнение к этому их скафандры снабжены противоперегрузочными системами, которые не убирают перегрузки, но снижают их воздействие на организм, путём создания внешнего давления в области живота и ног, это противодействует оттоку крови от головного мозга, что позволяет астронавтам оставаться в сознании.

Другим аспектом перегрузок является скованность движений из-за необходимости преодолевать огромный вес тела, данная проблема также решается путём длительных тренировок.

Пилоты в современных истребителях могут испытывать перегрузки до 9g
Пилоты в современных истребителях могут испытывать перегрузки до 9g

Лично мне доводилось испытывать большие перегрузки на спортивном самолёте и по личному опыту могу сказать, что при 3g даже неподготовленный человек вполне способен работать с приборами, при 6,5g пошевелится будет практически невозможно, но профессиональный пилот при этом вполне спокойно управляет самолётом, даже без противоперегрузочного костюма и специализированной подготовки астронавтов.

Авторы: астрофизик Карасенко Ф.В., к.т.н. Петров А.В.
Подписывайтесь на наш канал здесь, а также на наш канал на youtube. Каждую неделю там выходят видео, где мы отвечаем на вопросы о космосе, физике, футурологии и многом другом!