«Перестройка, гласность, ускорение» - лозунг, знакомый всем нашим соотечественникам. Кому по книгам и передачам, а кому и лично. 23 апреля 1985 года генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев в своем историческом выступлении на пленуме ЦК провозгласил курс туда, на перестройку.
Первый раз в новом качестве руководителя страны Михаил Сергеевич прибыл в Ленинград в 1985 году. Именно здесь состоялись знаменитые выходы в народ, общения без посредников и разъяснения о новом мЫшлении. Тут же Горбачев анонсировал крутые меры по борьбе с пьянством. Имидж нового генерального секретаря, «простого и близкого к людям» состоялся именно в ту поездку.
А вот визит четы Горбачевых (Раиса Максимовона появилась на публике впервые) в 1987 году был более насыщенным. По результатам этого визита даже издали книгу «Партия революции - партия перестройки» и сняли документальный фильм «Октябрь продолжается». Процитируем несколько фраз Михаила Сергеевича из встречи со старыми коммунистами в Смольном:
«Сегодня мы находимся на переломном этапе перестройки, когда она должна пронизать все сферы нашей жизни - начиная с материальной и кончая духовной. Особенность этого этапа - в углублении перестроечных процессов, в вовлечении в них многомиллионных масс трудящихся всей нашей огромной страны... Партия повела бескомпромиссную борьбу с негативными процессами и явлениями в ее жизнедеятельности, решительно очищается от тех, кто запятнал честное и чистое имя партийца, грубо нарушил нормы социалистической морали. Но далеко не все партийные организации нашли свое место в решении новых задач...» Далее «...это самое трудное, самое сложное время. Я назвал его критическим этапом перестройки. Старый механизм, старые административные рычаги еще демонтируются, а новые экономические стимулы только набирают силу».
Также Горбачевы посетили крейсер «Аврора» и несколько крупных предприятий в числе которых был Кировский завод и Балтийский судостроительный завод имени С.Орджоникидзе.
К приезду Михаила Сергеевича готовились основательно. Курировал подготовку лично министр судостроительной промышленности Игорь Сергеевичем Белоусов совместно с горкомом партии и директором завода Виктором Ниловичем Шершнёвым.
Помимо подготовки цехов занимались наведением порядка на заказах. Что интересно на большом атомном разведывательном корабле ССВ-33 «Урал» не только покрасили корпус со стороны пирса, но и срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус.
Но Горбачев на заказ так тогда и не поднялся. Оно и понятно, конец холодной войне был не за горами, следить за вероятным противником было уже не нужно. Хотя корабль в строй ввели и он успел какое-то время послужить, даже сходить в один боевой поход. В 2001 году его списали и утилизировали.
Еще Михаилу Сергеевичу показали очередной атомный ледокол проекта 10520 с символическим названием «Советский Союз», мелкосидящие ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» еще формировались в Финляндии, на достройку к балтийцам их отбуксировали только в 1988 году.
Были на заводе признаки новой советской демократии: выборные руководители и совет трудовых коллективов. Правда директором там избрали старого «балтийца», героя Социалистического труда Виктора Нилыча Шершнёва, во многом благодаря которому предприятие выжило в непростое время 90-х. Жаль, что не хватило запаса сил и возраста удержать завод от приватизации уже в позднее время, но это уже иная история.
Помимо протокольных осмотров заказов и самого завода Михаил Сергеевич много говорил. Говорил о том, что «совесть лучший контролер», и что нужно взяться за решение проблемы дефицита товаров с «всем ленинградским миром». Досталось свое алкоголикам, тунеядцам. Наоборот хвалил тех, кто критикует политику партии. Людям это нравилось.
Чем это обернется для самого Балтийского завода уже без «Серго Орджоникидзе» в названии спустя всего пять лет мы все прекрасно помним.
А чем вы занимались в 1987 году и какие у вас воспоминания об этом времени?