Найти тему
История. Факты+мысли

Министр государственной безопасности, которому трижды не повезло

Когда у бывшего начальника следственного отдела главной прокуратуры СССР, Льва Шейнина спросили, каким образом И.В. Сталин отдавал распоряжения по поводу неугодных ему лиц, он возмущенно ответил, что товарищ Сталин не уголовный пахан, чтобы отдавать подобные команды. Вождя, мол, надо было понимать.

Товарища Сталина всегда окружали очень догадливые люди. (фото из открытых источников)
Товарища Сталина всегда окружали очень догадливые люди. (фото из открытых источников)

Одним из тех, кто долгие годы понимал бывшего налетчика, ставшего генеральным секретарем, был Виктор Семенович Абакумов.

Родившись в бедной семье и получив четырех годичное образование, он начал партийную карьеру в комсомоле, затем, волею случая, был привлечен к работе в ОГПУ, где отличился и, в конце концов, получил должность министра госбезопасности.

Не счесть количества врагов, от которых избавил нашу родину Виктор Семенович, точно угадывая невысказанные вслух
пожелания отца народов.

Занимая ответственный пост министра, Абакумов никогда не забывал рутинной работы дознавателя, используя официально разрешенные методы физического воздействия, чем вызывал сдержанное одобрение тов. Сталина, не терпевшего «белоручек».

Во время войны, получив в свое распоряжение новую структуру «СМЕРШ» (Смерть Шпионам), товарищ Абакумов не допустил ни одной значимой диверсии в советском тылу.

При этом, полученные контрразведкой особые полномочия, пресекали всякую возможность определить, какое количество из расстрелянных людей, были настоящими шпионами абвера, а сколько из них просто повысили отчетность.

Символ беспредельной власти. (фото из открытых источников)
Символ беспредельной власти. (фото из открытых источников)

После Победы, «СМЕРШ» был упразднен, но работы только прибавилось, так как предстояло просеять миллионы советских граждан, побывавших в плену или на оккупированной территории.

Помимо этого, нельзя было забывать и о внутренних врагах, окопавшихся в партии, коими оказались даже заслуженные генералы, обезумившие от трофейного изобилия и забывшие о нормах социалистической морали.

Все эти дела способствовали росту авторитета всесильного министра.
Знающие люди даже говорили, что руководителя госбезопасности обслуживают те же мастера, которые шьют френч для товарища Сталина.
Каких еще благ можно желать на этой Земле?

В специальном ателье, В.С. Абакумов значился как клиент №2. (фото из открытых источников)
В специальном ателье, В.С. Абакумов значился как клиент №2. (фото из открытых источников)

И вдруг, 12 июля 1951 года, гражданина Абакумова В.С. арестовывают по обвинению в измене и организации сионистского заговора.

По сей день не ясно, что именно повлияло на такое решение вождя в большей степени – укоренившаяся привычка периодически менять окружение, или недостаточное рвение подчиненного во время следствия по
делу антипартийных элементов в Ленинграде.

Доподлинно известно лишь устное распоряжение тов. Сталина – пытать заключенного «до последней возможности», поместив его в морозильную камеру, которую бывший министр специально соорудил для несговорчивых арестантов несколько лет назад.

Виктор Семенович был человеком волевым, поэтому даже после интенсивных допросов, замерзая на бетонном полу, продолжал писать письма товарищам по партии и лично вождю.

Он каялся, взывал к милосердию (не стесняясь этого поповского слова), сетовал на нечеловеческие условия содержания (которые сам и создал) и вообще отказывался брать в толк, за какие грехи впал в немилость.

От безысходности, гражданин Абакумов написал даже товарищу Л.П. Берия, с которым его прочно связывали многолетняя вражда и ненависть. Ответа не последовало.

Очень скоро, заключенный превратился в полного инвалида, но могучий организм продолжал цепляться за жизнь.
В таком состоянии, В.С. Абакумов встретил весть о смерти вождя народов.

В этот день у Виктора Семеновича случились именины сердца. (фото из открытых источников)
В этот день у Виктора Семеновича случились именины сердца. (фото из открытых источников)

Отношение со стороны администрации к обвиняемому разительно изменилось, так как арестованные его ведомством, фигуранты по «делу врачей», были немедленно отпущены по домам.

Рассчитывал на скорое освобождение и сам Виктор Семенович,
причисляя себя к пострадавшим от «культа личности Сталина» (впервые эти слова произнес Г.М. Маленков в марте 1953).

Однако теперь, его судьбу решал Лаврентий Павлович, который обвинил бывшего министра в попытке уничтожить цвет советской медицины и приказал ужесточить режим содержания «врага народа и мерзавца Абакумова».

Как известно, товарищ Берия был разоблачен и помещен под стражу уже через три месяца – в июне того же, богатого на события, 1953 года.
Теперь сам Бог велел освободить узника, как жертву бериевского произвола, резонно полагал Виктор Семенович, вновь обретя веру в Создателя.

В июне 1953, заключенный получил еще одно радостное известие. (фото из открытых источников)
В июне 1953, заключенный получил еще одно радостное известие. (фото из открытых источников)

Но бывшие товарищи по партии, твердо решили начать новую – чистую и честную жизнь, в которой не было места представителю карающих органов, запятнавшего себя кровью невинных жертв.
Напрасно подсудимый оправдывался тем, что лишь выполнял прямые указания другого лица, имя которого ему запретили произносить, тем более, что все
пожелания носили исключительно устный характер.

Абакумова обвинили в зверском убийстве участников того же «ленинградского дела» и приговорили к расстрелу. В декабре 1954 года приговор был приведен в исполнение.

Виктору Семеновичу Абакумову фатально не везло. Каждый раз, когда, по тем или иным причинам, из жизни уходили люди, обрекшие его на тяжелые мучения, он воспринимал это как спасительное чудо, которое так и не произошло. Не стоит воспринимать это как знак высшей справедливости – иначе, почему не были наказаны тысячи других сталинский палачей? Просто товарищ Абакумов был слишком заметной фигурой и успел испортить отношения со всеми кланами в Кремле.


Поддержите канал, поставив "лайк" и подписавшись, если понравилась статья.

Японец Сиро Исии - основатель отряда 731

Десять лет без права переписки за вредительский подсчет

Советская военная база как инструмент большой политики