Закончился учебный год, один из самых нестандартных в нашей учительской жизни. То, что было с нами в четвертой четверти, никто из нас и представить себе не мог. На мой взгляд, учителя сделали невозможное.
Мы никогда не сталкивались с проблемой дистанционного обучения. Опыт проведения репетиторских занятий по скайпу не в счет. Это совсем другое. Мы ведь не просто занимались один на один с учеником. Нам пришлось в очень сжатые сроки придумывать, как наладить обучение, воспитательную работу, общение с детьми и родителями на расстоянии. Мы этого не умели. Нас никто этому не учил. Нас просто бросили в воду и велели плыть.
И мы поплыли. Кто как умел. Но, замечу, никто не утонул. Выплыли. Побарахтались и плавать научились. Прошу прощения за такую развернутую метафору, но именно так я сейчас, спустя два месяца дистанта, вижу себя и своих коллег в конце марта.
Мало кто из нас слышал о том, что такое видеоконференция, кто был знаком с зумом. Мы, конечно, знали, что в Интернете есть образовательные платформы, но и представить не могли, что они нам когда-нибудь понадобятся.
Сейчас я с улыбкой вспоминаю наши педагогические совещания, которые проходили в двадцатых числах марта. Совещания, на которых царили недоумение и паника. Как это обучать дистанционно? Этого никто не представлял, даже самые продвинутые и опытные учителя.
Мы бросились штурмовать Интернет. Мы нашли и освоили сервисы для обучения раньше, чем из министерства прислали рекомендации, раньше, чем на сайте ведомства появились ссылки на полезные ресурсы. Мы к этому времени уже как-то освоились и в зуме, и на платформах.
Многое не получалось. Пробовали то одно, то другое. Электронные журналы зависали, Интернет проседал, в зуме орудовали пранкеры, а мы все равно продолжали делать свое дело. Да, было и сейчас есть немало нареканий в адрес учителей. Мол, задают очень много, на видеоуроках связь плохая, на сообщения в мессенджерах отвечают не сразу.
Только мало кто видел, что творилось дома у каждого педагога. Компьютеры не выключались, телефоны разрывались от звонков. Мы не отходили от мониторов, мы слепли за проверкой бесконечных заданий. Мы практически не существовали для своих семей... Мы налаживали дистанционное обучение.
К концу апреля, скажу честно, стало полегче. Мы освоились, привыкли, приобрели какой-то опыт, выработали свои методики. Пусть несовершенные, но годные для временного обучения. Мы научились управлять потоком присылаемых учениками заданий. Мы стали требовать (вопреки рекомендациям чиновников) выполнения этих заданий к определенному сроку. И система, все еще шаткая и хрупкая, сложилась.
Теперь, по окончании учебного года, всевозможные эксперты и специалисты стали упрекать педагогов в том, что это было вовсе не дистанционное обучение, а просто перевод традиционной системы в онлайн-формат, что настоящий дистант могут правильно организовать вовсе не учителя, а специально обученные люди, имеющие в этой сфере огромный опыт. Сейчас они активизировались, разработали курсы, проводят вебинары, учат работать на разных платформах.
А мне хочется спросить: а где они, эти великие специалисты, были тогда, в конце марта, когда пандемия бросила вызов учителям всей страны? Почему тогда они, всё знающие и умеющие, не оказались на передовой дистанционного образования? Почему не оказали нам помощь тогда, когда мы в ней нуждались? И лишь теперь, когда все эти проблемы позади и мы как-то сами справились, они начинают критиковать и оценивать нас?
Я не считаю, что наши учителя совершили какой-то подвиг. Нет, это не героизм, но это победа. Это огромный труд, который не позволил в эти два месяца рухнуть российскому образованию. Учителя сделали невозможное и в который уже раз доказали, что они всегда на передовой и готовы принять любой вызов.
Я поздравляю всех учителей с окончанием учебного года и желаю здоровья и радости