На канале «Россия-1» состоялась премьера исторического сериала «Годунов».
Судя по дате премьеры (сразу после Дня народного единства) и традиционно напористой рекламе авторы проекта рассчитывают на него ввиду необходимости преподнести отечественной публике новую и, каким им казалось, убедительную художественную концепцию определенного периода в истории Отечества. Фамилия известного российского самодержца, вынесенная при этом в заглавие, никак не должна обманывать зрителей. Нам излагают содержание тех обстоятельств и рассказывают о тех событиях частной и боярской жизни Руси ХVI-ХVII веков, результатом которых стало взошествие на престол династии Романовых в 1613 году.
Стоит поименно назвать смельчаков. Автор идеи (она же продюсер проекта) – Екатерина Жукова. Ее подержал один из боссов ВГТРК Антон Златопольский. А вот сценарий был доверен известному и мастеровитому Илье Тилькину, который успешен в разных жанрах, в том числе и в детективном, что весьма кстати пригодилось при работе над «Годуновым». При этом в многочисленных комментариях и интервью большинство участников съемочной группы клялись будто на съемочную площадку они выходили едва ли не под руку с серьезными историками дабы избежать неточностей и ошибок. Наверное, тоже самое могли бы и сказать и режиссеры сериала – Алексей Андрианов и Тимур Алпатов. Первый из дуэта явно склонен к рассказу о делах давно минувших дней, ибо за его плечами стильный «Шпион», а также историко-феминистский сериал «София» (сей опыт в нышешнем «Годунове» оказался кстати). Его напарник по режиссерскому креслу также сочетает любовь к истории (сериал «Золотая орда») и к сочным тв-лонг-ридам с детективной изюминкой («Глухарь»).
Все это в совокупности и привело авторов проекта к коллективному решению усилить внимание зрителей сбором в одной команде всех медийных персон отечественного кино- и телеэкранов. В одной из небольших ролей успел появиться даже безвременно ушедший от нас Станислав Говорухин. А на протяжении первых восьми серий фильма номер один нам пришлось узреть чудо преображения Сергея Безрукова в личину одного из самых противоречивых российских самодержцев, над образом которого постоянно витает тень творений Александра Пушкина, Модеста Мусоргского и Алексея К. Толстого. Креативное решение было простым и наглядным: для трансформации экс-Саши Белого и экс-Есенина в Бориса Федоровича Безрукову просто наклеили бороду, в которой он летящей походкой и проследовал по всем эпизодам первой порции сериала.
К сожалению, подобное чудо преображения не могло быть применено к Светлане Ходченковой, ставшей на экране супругой будущего царя Бориса. Зато она сполна компенсировала свое актерское желание играть тем, что авторы сериала придумали историю не только о борьбе за русский престол в давние века, но еще и присовокупили к сей борьбе мелодраматический мотив обожания Борисом своей избранницы, которая выглядит в кадре сущей исторической ведьмой, мощно влияя на супруга по части мотивации его в борьбе за царство.
Герою с бородой, конечно, нельзя не верить. Как и все иным персонажам сериала в кафтанам и бородах, перемещающихся по экрану и солидно окающих и приговаривающих (как им кажется, на древнерусский лад): «Иринушка», «Маринушка» и так далее. Но вот что странно: отличить Шуйского от Милославского, Романова от Нагого практически невозможно. Хотя с трудом и различаешь: кто из исторических фигур допущен в кадр. Что и затрудняет для тех, кто не очень хорошо знаком с отечественной историей, понимание мотивов поступков тех или иных героев. А по сему только и остается зрителям следить за интригами, заговорами и прочими детективными приемами сюжетосложения, коими сериал насыщен до предела. Никто не спорит, что их не было в эпоху Ивана Грозного, Федора Иоанновича или Бориса Годунова. И все же как-то не хочется принимать на веру столь странное вИдение родной истории. Почти как в знаменитой истории с утверждением Карамзина о том, что история народа принадлежит царю.
Однако с той поры минуло немало лет, и даже века, если вспоминать о Годунове, и механизмы движения истории, особенно, в период становления российской государственности все-таки не были столь прямолинейно зависимы от вражды боярских семейств. И по большому счету сериал представляет очевидную версию о радеющем о Руси Годунове, которому трудно, ну, очень трудно думать не только о собственной безопасности и о том, как нейтрализовать конкурентов в борьбе за престо, но еще и о том, как укрепить свою державу.
Судя по тому, что мы увидели в первых восьми сериях, именно в этом смысл всей фабулы «Годунова». Но, во-первых, как-то не очень в это верится. А, во-вторых, в сие не веришь, ибо дуэт Безруков-Ходченкова скорее можно воспринимать почти как пародийно изображение реальных исторических персонажей. А по сему их деяния, демонстрируемые в сериале, воспринимаются как иллюстрация того, что авторы сами узнали о жизни и бедах московского царства. А, узнав, поспешили поделиться с нами. Здесь тени классиков нет и в помине. Зато во весь рост всплывают в подсознании соответствующие сюжету «Годунова» эпизоды гайдаевской комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Хочется, чтобы подобные ситуации не возникали при знакомстве с последующими сериями (которые обещаны через год на телеэкране). Но и здесь сомнение мучает зрительское восприятие тем, что в финальной закадровой речи «от авторов» недовольство масс Годуновым объясняется…..погодными неурядицами и, как следствие этого, голодом. Так это на самом деле, или нет, мы узнаем сами из последующих серий. А пока: «Бориса на царство!».
Сергей Ильченко
Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения
https://jf.spbu.ru