Да, это так – зав. отделением интенсивной терапии миланского госпиталя Сан Раффаэле Альберто Зангрилло утверждает, что вирус сейчас и 2 месяца назад не могут и близко сравниться по вирусной нагрузке.
Он сказал об этом в видео-интервью, а после возражений «великих экспертов» ещё и подтвердил свои слова письменно. Но вначале несколько слов о месте событий – Сан Раффаэле является одной из ведущих итальянских клиник, с самым современным и дорогостоящим оборудованием и высококлассными специалистами (выбирая место для онкологической операции моему мужу, мы рассматривали и этот госпиталь, только там очередь оказалась на 6 месяцев или за 30.000 – выбрали другой, но сей факт не умаляет уровня миланской клиники).
А сам Альберто Зангрилло – не тот «иксперд», основное занятие которого – красоваться в галстучке на телеэкране, утверждая один день одно, а через неделю – ровно противоположное (они и больницах-то бывают только в качестве пациентов). Зангрилло 2 месяца был во всех смыслах на передовой, спасая жизни десяткам практически безнадёжных пациентов. Так что он лично видел этих больных, он лично их вёл, он лично пробовал препараты и оборудование, разрабатывая несуществующие на тот момент протоколы лечения. Поэтому именно его слова дорогого стОят.
И основаны они не на любовании на потолок в собственном кабинете, а на клиническом опыте, наблюдении за больными, изучении их мед. карт и результатов анализов, а главное – на исследовании, проведённом в том же Сан Раффаэле Лабораторией микробиологии и вирусологии под руководством дотт. Массимо Клементи (сейчас это исследование готовится к публикации в журнале «Clinical chemistry and laboratory medicine»).
В процессе исследования были изучены данные по 200 пациентам – 100 в первой половине марта (на пике эпидемии) и 100 во второй половине мая (на спаде). Главным объектом изучения являлись результаты тестов – не просто положительный/отрицательный, а именно подробное исследование под микроскопом и в специальных средах.
Небольшая ремарка – положительный тест он вообще по-разному положительный – на кончике «той самой палочки» может обнаружится как 200.000 вирусов, так и миллион. Количество вирусов называется в медицине вирусной нагрузкой. Напомню, что больные, которых включили в данное исследование, были все тяжёлые – многие попали на ИВЛ, многие долго лечились в больнице.
Так вот, по сути исследования – сравнив результаты тестов первой группы больных с тестами второй, обнаружилось, что вирусная нагрузка майских пациентов в 10 раз (!) меньше, чем у мартовских. Более того – вирусы, обнаруженные у майских больных, размножались в лабораторных условиях (и в организме, понятно) гораздо медленнее, чем у мартовских!
И эта картина совпадает с поведением многих других известных вирусов (ВИЧ, гепатиты В и С) – чем более активно они размножаются, тем быстрее и тяжелее развивается болезнь. При этом никаких генетических модификаций в самом вирусе SarsCov2 не обнаружено – вирус абсолютно тот же самый, что поставил на колени итальянскую медицину 2,5 месяца назад. А вот его сила (или интенсивность) значительно снизились.
Сейчас это исследование будет расширено на другие группы больных, в т.ч. за пределами Италии – в частности, в США, под руководством итальянского вирусолога Гвидо Сильвестри в Emory university di Atlantа.
Надо заметить, что подобные же высказывания (пусть и не столь категоричные) в последнее время мы слышим и от других итальянских врачей, причём именно от клиницистов – тех, кто видел больных с первых дней эпидемии по сегодняшний день. И эти люди никак не преуменьшают серьёзность проблемы – они говорят о том, что видели и с чем сталкивались лично 2-3 месяца назад и сегодня.
И все наблюдения одинаковы – сегодня в больницы поступают совершенно другие больные по сравнению с началом вспышки, почти никто из них не нуждается в интенсивной терапии, а смертность снизилась настолько, что практически свелась до статистической погрешности.
Но это – СЕЙЧАС, после всего, что мы тут пережили. Как удалось этого добиться, как лечат ковид в Италии, был ли оправдан карантин, какова смертность от коронавируса в сравнении с другими болезнями (реальные цифры) и как изменилась смертность в странах Европы в последние месяцы – об этом в следующих статьях.
И да – пока приведённые мной результаты касаются только Италии – в других странах скорей всего вирус пока не так ослаб (достаточно взглянуть хотя бы на Бразилию...). Опять-таки исследование касается только голых фактов, но не причин – почему так произошло: какие факторы повлияли (усилия страны, время, температура, кол-во больных, ещё что?) и будет ли точно так в других странах (уже ясно, что болеют в разных местах по-разному).
Так что напоследок – пока рано трубить в трубы и «в воздух чепчики кидать»: вирус всё ещё циркулирует среди нас и может натворить бед. Несмотря на такие обнадёживающие результаты не стоит терять бдительность. Лучше перебдеть, как говорится...
Первоисточники: