История циклична. Её следует знать, чтобы не повторять ошибок прошлого.
Дональд Рейфилд. Сталин и его подручные.
Страница 8: «…почему Сталину, опирающемуся на поддержку группы фанатиков, циников, садистов и моральных уродов, никогда не приходилось бороться с настоящим сопротивлением?». Я слышу запах жаренного и начинаю изучать биографию автора. Рейфилд — британский литературовед, специалист на русской литературе конца XIX — середины XX века, грузинской литературе, фольклоре и лексикологии. Его профиль чётко вырисовывается в содержании книги. Яркие акценты на литературные предпочтения Иосифа Джугашвили, особое внимание уделено репрессиям по отношению к литераторам, поэтам, сатирикам, актерам и сценаристам. Как бы скептически я не относилась к искусству, этот факт не был резким и не колол в глаза, пока я знакомилась с книгой. Автор – ярый антисталинист, призывающий бороться с гнётом тиранов и сравнивающий Иосифа Виссарионовича с Адольфом Гитлером (меня улыбнуло это сравнение, могу согласиться, исключительно при рассмотрении тоталитаризма и антисемитизма в периоде 1935-1946 и 1928-1952 Германии и СССР соответственно).
Перейдем к начинке ненавязчивого чтива. Первая глава, и, отчасти, вторая, посвящены подробному описанию биографии Сталина, детство, церковная школа, Грузия, ссылки, подпольничество, приход к власти. Хочу отметить, книга написана в недовольном тоне, но при этом Дональд Рейфилд апеллирует фактами, в отличие радикальных антисталинистов, утверждающих, что И.В. расстрелял 100 млн. человек, и ел детей на ужин, автор излагает факты непредвзято, только на базе фактов формируется его отвращение к сталинизму.
Здесь выявляется различие восприятия и отношения к жизни британца и подавляющего большинства русских. Для Рейфилда является дикостью и варварством 80 тыс. расстрелянных за год человек, в то время как российские просталинисты хихикают над этим числом. С самого детства я знала, что такое «Красный террор», бабушка рассказывала мне о гражданской войне и как она жила с семьей на Донбассе при Сталине, как жили после этого, в какой момент случился перелом. Уже не первый год, я твердо убеждена, что без жертв нет величия. Несмотря на массу нелицеприятных вещей, происходивших при И.В. «… он принял страну с сохой, а оставил с ядерным оружием», начала развиваться космическая промышленность (официально с 1956. Когда Королёв работал в закрытых КБ, он уже повествовал Берии о возможных полетах в космос. Тут, кстати, спасибо немцам, которые занимались реактивными технологиями, вдохновившись Циолковским).
Далее идет несколько слов о моем кумире, о человеке, который для меня является величайшим вершителем революции, становления разрушенной страны – Феликс Дзержинский. Даже о нём, Дональд Рейфилд отзывался, как об очень чутком человеке с «…прозрением совести».
Пару глав о репрессиях, коллективизации, выходе на финишную прямую по становлению промышленной державы, борьба с крестьянами и интеллигенцией, набрасывание оков на церковь, распределении ролей для ОГПУ, ВЧК при СНК РСФСР.
Затем, по порядку описан каждый, о ком вы когда-либо слышали: Ягода, Менжинский, Зиновьев и Каменев, Киров, Ежов, Берия, Молотов, Каганович, Абакумов, Ворошилов, Бухарин, Рыков, Троцкий и многие другие. Для тех, кто в школе учил, или хотя бы читал, историю Советской России половина этих имён говорит многое. Почти половина – предатели и дезертиры. О боже, что там, это фамилия Троцкий? О да, он точно предатель, а Зиновьев и Каменев с ним заодно. Да, в книге чётко описаны все приложенные Джугашвили силы для ликвидации возможных конкурентов. Троцкий, еще со времен Сталина действительно оклеветан. После 1953 народ все еще не мог ругать вождя, поэтому в анналах истории Троцкий навсегда останется дезертиром и немецким агентом. Увы, придется напомнить, что Лев Давидович являлся одним из самых популярных, среди крестьян и рабочих, агитаторов Великой Российской Революции. Был близким товарищем Ульянова. Одним из претендентов на роль лидера коммунистической партии Советского Союза, после смерти Ленина. Многие из указанных выше личностей быстро поднимались на высокие должности, но также быстро спускались в лубянский подвал, на расстрел, конечно же. Достойными из указанных выше, для ознакомления с биографией, могу назвать: Дзержинского, Троцкого, Менжинского, Берия, Бухарина (период 1915 года, его труд «Мировое хозяйство и империализм», Ленин использовал часть его работы в своем великом «Империализм как высшая стадия капитализма»), Орджоникидзе и Молотов.
Занимательная книга для досугового чтения, раскрывающая необычные стороны великих вождей, (например, сексуальные утехи Сталина или любовь Берия к маленьким девочкам) эпохи становления гигантской страны.
Вызвал сомнение не один факт, связанный с ВОВ. Их несколько, несмотря на уделенное этому место, ВСЕГО ОДНА ГЛАВА, ЧТО? Сложилось впечатление, что ничего хорошего Дональд Рейфилд писать об И.В. не хочет и не будет. ЛЕНД-ЛИЗ, С**А, ЛЕНД-ЛИЗ, простите, но этот момент вспорол брюхо моего патриотизма по отношению к событиям ВОВ, из брюха потекла желчь, которая льётся на слова автора о том, что советы не выиграли бы войну без ЛЕНД-ЛИЗА, С**А, ЛЕНД-ЛИЗА. И еще пара моментов о войне вызвала у меня такие же яркие эмоции.
Резюме: читаем, но для ознакомления, по большей мере с репрессивной политикой нашего вождя Иосифа Виссарионовича и его ненависти к гомосексуалистам.
7.5/10
P.S. Хочу отметить, что не причисляю себя к просталинистам или, тем более, антисталинистам, не в том возрасте и статусе, для обсуждения политических конфронтаций. Ни один уважающий себя человек не станет доказывать, что та или иная точка зрения, на определенные ситуации, верна, ведь, это дело вкуса и предрасположенностей, характера и мировоззрения.