Предлагаю начать с небольшого отрывка из одной очень известной книги, чтобы немного больше понять суть происходящего и чтобы не быть голословным:
“Не то чтобы я был от нее без ума, но мы были знакомы сто лет, я по глупости думал, что она довольно умная. А думал я так потому, что она ужасно много знала про театры, про пьесы, вообще про всякую литературу. Когда человек начинен такими знаниями, так не скоро сообразишь, глуп он или нет “.
Джером Д. Сэлинджер “Над пропастью во ржи”
В этом отрывке и раскрывается основная мысль. Многие сначала могут не согласиться со мной и даже с таким великим философом, как Артур Шопенгауэр, который сказал: “Натуральный ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума”. Я попробую рассказать про это во всей своей полноте.
Нужно разобраться с тем, что же такое ум, а что такое знание:
Ум - это совокупность способностей к мышлению, познанию, пониманию, восприятию, запоминанию, обобщению, оценке и принятию решения кем-либо. Данное определение взято с вики, но нужно достаточно времени и понимания, чтобы осознать все это.
Там написано, что это совокупность различных способностей. Можно разобрать их, чтобы было проще. Я постараюсь объединить некоторые составляющие для уменьшения объема текста:
Способность к мышлению – в этот раздел входит много разных показателей: анализ, сравнение, классификация и так далее. Самое главное, что все эти показатели не требуют от человека каких-то конкретных знаний, а требуют концентрации своего мозга на решении конкретной проблемы.
Да, вы можете быть правы, что проблему решить проще, если знаешь, как ее решить, но это не сделает вас умнее, а лишь прибавит вам больше жизненного опыта. И да, человек, у которого больше жизненного опыта, может быть глупее вас, потому что жизненный опыт – это в первую очередь знания. Человек с жизненным опытом знает, как поступить в той или иной ситуации.
Но тут есть небольшая загвоздка, на которой все и ловятся. Легко заметить из жизни, что человек начитанный чаще всего не только знает больше других, но и оказывается умнее других. Вспомните такого человека из окружения. Вряд ли вы начитанного человека с хорошей должностью на работе назовете глупым. Вот тут то и следует обсудить такую закономерность: когда человек получает информацию из книг, то он получает не только знания, но и развивает различные доли мозга, что сделает его умнее.
Вот тут то вы и скажете мне: ”Так к чему весь этот разговор?”. А разговор этот весь к тому, что каждый человек развивается по-разному, то есть с разной скоростью. Самое главное, что какой-нибудь человек может не только развиваться быстрее других, но и родиться умнее других. Получается нельзя утверждать, что человек, прочитавший 10 книг, будет умнее человека, прочитавшего 2 книги. Равно и также, что 2 человека, каждый из которых прочитал 10 книг, будут равны умственно. Но можно утверждать, что тяга к знаниям развивает умственные способности.
Запоминание – это общее обозначение комплекса познавательных и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков. Данное определение также взято из вики. Тут то вы и могли меня подловить, сказав: ”Ну вот, кто больше запомнил, тот и умнее”. Но тут имеется ввиду несколько другое: подразумевается количество информации, которое в вас может влезть, а не то, сколько ее у вас имеется. Человек “пустой”, который умен, довольно быстро может заполнить эту пустоту знаниями, сохранив их и воспроизведя в будущем. При этом его “хранилище” может в несколько раз превосходить хранилище другого человека. Простыми словами: ”важен размер коробки, а не то, что в ней лежит”.
Теперь, как мы во всем разобрались, можно перейти к определению знания.
Переходим к знанию:
Знание – результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить. Простыми словами, знание является лишь находящейся в нашей голове информацией, не связанной с умом.
Тут я бы хотел вернуться к ранее затронутой теме, что жизненный опыт не делает вас умным. Представьте двух людей, оказавшихся в лабиринте. Один из них в достаточной мере глуп, но у него есть карта с маршрутом до выхода, а другой гений, каких только можно повидать, но он “гол, как сокол”. Так кто же выберется первым? Думаю, ответ очевиден: глупый человек с картой. А теперь представьте, что эти же два человека оказались в лабиринте, только ни у кого из них нет ничего, что сможет им помочь найти выход. Есть только их голова на плечах. Если не учитывать удачу, а располагать среднестатистическими данными, то умный человек скорее придумает алгоритм, который поможет ему выбраться из лабиринта, чем человек умом обделенный. Если карта была бы у обоих, то выбрался бы быстрее гений, потому что он бы быстрее разобрался с картой и приступил к делу.
Еще хотелось бы уточнить один момент: карта, находящаяся в руках не является знанием. Знанием является только то, что находится в вашей голове. Поэтому карту следует изучить, чтобы получить знание. Теперь то я надеюсь, что донес вам то, что хотел.
Заключение:
В заключении хочу сказать, что разные источники информации развивают вас по-разному. Например, книги и аудиокниги. Что же выбрать? Конечно лучше всего книги. Когда вы напрягаетесь, то позволяете лишней извилине в вашем мозгу появиться через несколько лет упорного чтения. Аудиокниги тоже развивают, но в меньшей степени. Если выбирать между аудиокнигами и ничем, то выбор очевиден.