Когда ребёнок должен заговорить? Где норма и где патология? Темой N1 разговоров на детской площадке, чаще всего становится тема развития речи. К психологу доходят не все. Чаще всего, выслушивает встревоженных мам... как думаете, кто? Да, логопед.
Давайте попробуем разобраться.
Каждый ребёнок с рождения способен к общению с мамой или другим значимым лицом. Эмоционально или с помощью голоса. С первых дней новорождённый начинает копировать звуки и мимику людей, которые его окружают. И конечно же, с возрастом эти способности растут, как и его психические возможности.
Есть два важных компонента развития речи:
- понимание речи окружающих людей - собственная речь ( сначала выраженная в пропевании, растягивании букв и слогов)
Возможные нарушения могут касаться одного из этих составляющих, или обоих.
Развитие речи обычно выглядит так ( при условии, что ребёнок рождён в срок)
- 1 месяц Крик. Плач. Разный, интонационный. - 2 месяц Гортанные звуки, «агу», улыбка в ответ на ласковое обращение.
- 3 месяц «Комплекс оживления» При обращении к ребёнку, он улыбается, двигает ручками, ножками. - 4 месяц Хохот. Слезы. Гуление. Ребёнок способен громко смеяться, если с ним играют и плачет со слезами в случае недовольства. Ребёнок издаёт звуки ( гы, эга, эха, хы)
- 5 месяцев Пение. Длительно тянет звуки. - 6-8 месяцев Лепет. Игра в ладушки. Ребёнок несколько раз повторяет один и тот же слог «ба-ба-ба», «ля-ля-ля»
- 10 месяцев Подражает звукам речи взрослых и откликается на своё имя.
- 12 месяцев Правильно реагирует на вопрос: «Где мама?(папа) Выполняет требования «Дай», «Покажи» или отрицательно качает в знак отрицания. Появление первых коротких слов ( «мама», «папа», «дай», «дядя». А во сколько лет у ваших деток появились первые слова?