Найти тему
Наша Империя

1 июня - день рождения Северного Флота

1 июня - первый летний день. К этому дню относятся первое письменное упоминание о виски, отмена рабство в США... много всякого. А еще мы празднуем в этот день годовщину создания Северного флота.

Сопки и ТАРКр "Петро Великий"
Сопки и ТАРКр "Петро Великий"

Северный флот сейчас - это краса и гордость российского ВМФ: тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", единственный русский авианосец "Адмирал Кузнецов" и множество подлодок... в общем и целом Северный Флот, хотя и самый молодой из российских, по праву считается сильнейшим нашим флотом. Он контролирует Арктику, угрожает Атлантике, защищает наш Северный Морской Путь...

Карта современных баз и иных объектов Северного флота
Карта современных баз и иных объектов Северного флота

Празднуем его день рождения мы в честь того, что 1 июня 1933 года была создана Северная военная флотилия - и с тех пор холодные волны Баренцева Моря бороздят форштевни российских кораблей... а с тех ли пор?

На самом деле история русского северного флота, конечно, куда древнее.

В времена царствования Петра Великого бывали периоды, когда более половины российских налогов давал Архангельск - на тот момент единственный крупный порт молодой державы, рвущейся в Европу. Понятно, что от возможных нападений торговцев надо было оберегать, и все тот же Петр Великий завел в Белом море эскадру из трех кораблей (двух фрегатов и одной яхты). Впрочем, 1694 год (год первого плавания этой эскадры) быстро сменился 1700-ми, Петр прорубил окно в Европу, и корабли ушли из Белого моря в ставшую несравненно более ценной Балтику. Тем не менее, если не считать возможных легендарных ушкуйников и прочих викингов, это-то и был первый российский Северный Флот.

Затем было 200 лет затишья - основная торговля Империи шла через Балтику, суровый русский Север был никому не нужен. Все начало меняться во времена Первой Мировой Войны, когда немцы начали посылать свои подводные лодки вести войну против транспортов - как минами самоходными (так тогда называли торпеды), так и обычными, стационарными. Для борьбы с активностью немецких подводников было решено создать Флотилию Северного Ледовитого Океана. На самом деле, нельзя сказать, что это было неожиданное решение - планы защитить Кольский полуостров вынашивались уже с два десятка лет; но нехватка средств и кораблей в итоге привела к тому,что к началу войны в Александровске-на-Мурмане (нынешний город Полярный) все военные силы представляли из себя посыльное судно "Бакан".

Александровск-на-Мурмане
Александровск-на-Мурмане

Но война все изменила. 17 января 1915 года в Александровск-на Мурмане прибыли кабелеукладчик "Колония" и вспомогательное судно "Эскимо". Менее чем за месяц они протянули телеграфную линию до Англии; нам сейчас сложно представить значение такой связующей два союзных государства нити (мы привыкли к радиосвязи, все же), но тогда это была операция стратегического значения. Той же зимой корабли с военными грузами из Англии начали заходить в Александровск (Белое море на зиму замерзает, а порты Кольского полуострова открыты весь год). Так, из-за перекрытия Балтики Германией, русский Север снова стал критичным для обеспечения поставок союзников (позже, в годы Второй Мировой Войны, история повторится, и в Мурманск будут приходить конвои с ленд-лизом).

Для обеспечения защиты этого ставшего стратегически важным узла Российская Империя сделала 2 вещи:

  • Заложила новый крупный морской порт (точнее даже военно-морскую базу), назвав его Романов-на-Мурмане. Ныне это город Мурманск.
  • Переслала на Север некоторое количество боевых кораблей.

С пунктом 2 связана довольно трагикомическая история. Дело в том, что корабли строятся очень долго, поэтому для формирования нового флота надо было взять корабли из существующих эскадр. Но увы - флот Балтийского моря был заперт в Балтике немца, а флот Черного Моря был заперт в Черном море турками; на Тихом же океане после поражения в русско-японской войне нормального флота считай что и не было. В этой ситуации русским ничего не оставалось, кроме как обратиться к Японии с просьбой продать русские же корабли, доставшиеся Стране Восходящего Солнца как трофеи. Япония согласилась продать три корабля - "Танго" (бывший броненосец "Полтава"), "Сагами" (бывший броненосец "Пересвет") и "Сою" (бывший крейсер "Варяг" - тот самый, о котором сложено немало песен. Ну да про то, как он не сдавался врагу, мы поговорим в другой раз). "Пересвет", увы, оказался бесполезной тратой денег - он в итоге постоянно ремонтировался и подорвался в Средиземном море на немецких минах во время перегона на очередной ремонт в Англию - а вот "Полтава" и "Варяг" оказались чуть более везучими.

"Чесма"
"Чесма"

"Полтаву" переименовали в "Чесму", в связи с тем, что за прошедшие 10 лет в русском флоте появился новый корабль с таким именем, а "Варягу" вернули его старое название. В конце 1916 года сперва "Варяг", а потом и "Чесма", дойдя до Александровска-на-Мурмане, стали ядром нового русского флота "на севере". Вскоре к ним добавился крейсер "Аскольд", появились подводные лодки, эсминцы, новенькие ледоколы (один из них, "Святогор", под названием "Красин" сохранился по сей день и сейчас работает музеем)... Флот рос.

"Красин", он же "Святогор". Современное состояние
"Красин", он же "Святогор". Современное состояние

Увы, ненадолго. После революции Флотилия Северного Ледовитого Океана подняла красные флаги, принимая и поддерживая большевиков (за исключением крейсера "Варяг", который в феврале 1917 года ушел на ремонт в Англию и так там в итоге и остался), и некоторое время у молодого большевистского государства был свой северный флот... очень недолго. Дальнейшее из истории известно нам как "интервенция" - под предлогом защиты складов оружия и боеприпасов, поставленных в ходе войны союзниками, англичане и французы вторглись на русский север. "Чесма" превратилась в плавучую тюрьму... впрочем, опять же ненадолго. Как говорилось в одной советской книге: "господам Пулю и Айронсайду (офицеры, командовавшие британским экспедиционным корпусом)пора смазывать лыжи". Интервенция окончилась неудачей, удержаться на русском Севере захватчики не смогли и ушли... забрав с собой весь флот, который смогли. Так, "Чесму" они бросили на произвол судьбы, а упоминавшиеся выше "Аскольд" и "Святогор" Советская Россия потом выкупала у англичан. По окончанию Гражданской Войны все оставшиеся на русском Севере боевые корабли были объединены в Беломорскую Флотилию, 24 апреля 1920 года флотилия была преобразована в Морские силы Северного моря, а уже 31 декабря 1922 года – расформирована. Александровск-на-Мурмане захирел и превратился в заштатное село.

Север остался беззащитным, этим немедленно стали пользоваться браконьеры под английскими и норвежскими флагами... и это дало толчок развитию флота - ибо если тебя грабят, значит, у тебя тут есть что защищать! И вот 1 июня 1933 года была официально создана Северная Военная Флотилия, а еще через месяц на Кольский полуостров приехал лично Сталин - проинспектировать возможные места для базирования будущих кораблей.

И с этого началась современная нам официальная история Северного флота.

-6

***серия постов "История Российской армии и русского флота - в датах***