Найти в Дзене

Как встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий

Чтобы получить квартиру от государства или муниципалитета и воспользоваться правом на субсидии, граждане должны состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого нужно подать заявление в муниципалитет или через МФЦ и подтвердить нуждаемость в жилье и статус малоимущей семьи.

Обязательным условием для постановки в очередь на муниципальное жилье является подтверждение статуса малоимущей семьи. (ст. 51 ЖК РФ ) Статус малоимущей семьи присваивается органом местной власти с учетом уровня среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности заявителей. В имущество, которое учитывается в уровне обеспеченности семьи, включаются только недвижимость и автотранспорт.

Если у заявителей уже есть в собственности или найме другое жилье, они могут встать в очереди при несоответствии занимаемой площади учетной норме. Это показатель утверждается органами местной власти и действует только на территории конкретного муниципального образования. Как правило, учетная норма составляет от 10 до 15 кв. м на 1 члена семьи.

Какие документы нужны для включения в очередь

В очередь могут поставить только по месту постоянного проживания. Постановка в очередь происходит по двум этапам. На первом этапе нужно подтвердить статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина. Для этого подаются следующие документы:

  • заявление о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущей (малоимущим);
  • паспорт;
  • доверенность, подтверждающая полномочия представителя (если документы подаются им);
  • свидетельство о регистрации брака или о расторжении брака (подтверждение семейного статуса);
  • судебные решения об определении места жительства (если факт регистрации и проживания в данной местности не подтверждается по паспорту);
  • правоустанавливающие документы на недвижимость, принадлежащую каждому члену семьи;
  • документы, подтверждающие право собственности на транспортные средства (для каждого члена семьи);
  • отчет об оценке транспортного средства;
  • справки о кадастровой стоимости недвижимости, принадлежащей заявителям;
  • справки о начисленной и выплаченной зарплате за календарный год, предшествующий году подачи документов (с указанием удержанной суммы НДФЛ);
  • книга учета доходов и расходов ИП (если документы подает предприниматель);
  • документы, подтверждающие суммы уплаченных или полученных алиментов за предыдущий год;
  • справки о размере стипендий, пенсий, иных социальных выплат и пособий, получаемых каждым членом семьи;
  • документы, подтверждающие размер доходов от продажи недвижимости на прошлый год, если с этих сумм не уплачивался НДФЛ;
  • налоговые декларации, заверенные ИФНС (если заявитель был обязан подавать ее за прошлый год);
  • выписка из лицевого счета застрахованного лица;
  • документы, подтверждающие отбывание членом семьи наказания в виде лишения свободы или нахождение его в розыске (если он включается в состав заявителей).

Субъекты РФ могут предусматривать дополнительные критерии для признания семьи малоимущей. Например, в отдельных регионах можно представлять справки о беременности, справки об уходе за престарелыми гражданами, о наличии в семье студентов очной формы, иные бланки и формы.

После подтверждения статуса малоимущей семьи нужно подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий:

  • заявление о постановке на учет с указанием всех членов семьи;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие состав семьи (свидетельства о браке, свидетельство о рождении, судебные акты и т. д.);
  • документы, подтверждающие право пользования жильем на условиях соцнайма (договор, ордер, постановление и т. д.);
  • документ, подтверждающий несоответствие квартиры требованиям, предъявляемым жилым помещениям;
  • документ, подтверждающий статус малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина;
  • справки о тяжелой форме хронического заболевания (при подаче заявления по этому основанию);
  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость для каждого члена семьи.

Точный перечень документов может отличаться для разных субъектов РФ.