Многие люди, впервые узнающие об Изначальном Обете Будды Амиды, испытывают два типа реакций: счастье, когда они знакомятся с всеобъемлющим посланием первой его части:
Если, после обретения мною состояния Будды, всем живым существам десяти направлений, искренне вверившим себя мне, возжелавшим родиться в моей стране и до десяти раз произнёсшим моё Имя не уготовано возродиться там… да не достигну я наивысшего Просветления,
и неуверенность сразу после прочтения следующего предложения:
…за исключением тех, кто совершил Пять тяжких преступлений, и тех, кто клевещет на истинную Дхарму…
В первом прочтении что-то кажется неправильным, существует "исключение", и поэтому Изначальному Обету далеко до универсальности, поскольку есть люди, которые не охвачены состраданием Амиды. Но так ли это на самом деле?
Всех нас, когда мы были детьми и наше поведение становилось невыносимым, хотя бы раз в жизни наши матери призывали нас к хорошему поведению. В этот момент нам могло казаться, что она готова бросить нас, если мы будем продолжать поступать так, как раньше, но в конце концов она всегда оказывалась рядом, независимо от того, как мы вели себя, увещевая нас, стараясь изо всех сил изменить нас, но всегда защищая нас своей любовью. Точно так же сострадание Амида-будды подобно материнской любви, а "исключение" в Изначальном Обете — это просто увещевание, адресованное глупым и сумасшедшим детям, которые всегда могут ошибиться и подвернуть себя опасности. Это не "исключение" в буквальном смысле слова, а, скорее, предупреждение: "Некоторые действия очень опасны, не совершайте их, иначе...". Но это "иначе…" никогда не случается из-за первой части Обета, которая доказывает безусловную любовь и сострадание настоящей матери.
Если Будда Амида обладает бесконечным состраданием и видит каждое существо как свое собственное дитя, не будет ли абсурдным его отказ от них из-за их невежества? Такое отношение противоречило бы и бодхичитте, и обетам Махаяны. Будда не может сделать заявление и сразу же после этого отрицать его или утверждать обратное, что-то вроде: "Я спасу вас всех, если вы просто произнесете мое имя десять раз... но на самом деле, я передумал и ставлю вам некоторые условия, которые вы не сможете выполнить"...
Истина заключается в том, что Будда Амида знает истинные способности непросветленных существ, и он не создавал свои обеты для тех, кто способен достичь просветления своей собственной силой:
Избавиться от слепых страстей — значит стать Буддой, а для того, кто уже Будда, Обет, рождённый пятью кальпами глубокого размышления, не нужен
По мнению Синрана, это "исключение" в действительности показывает, что даже самые худшие существа будут спасены Амидой, и особенно это касается тех, кто совершил Пять тяжких преступлений и оклеветал истинную Дхарму:
Показывая серьезность этих двух видов проступков, эти слова (слова "исключения") заставляют нас осознать, что все разумные существа десяти направлений, без единого исключения, возродятся в Чистой Земле
Упоминание этих серьёзнейших нарушений является указанием на то, что в нашем поведении они не желательны, но в то же время их последствия будут уничтожены сострадательной силой Будды Амиды, когда мы искренне вверим себя ему.