В 1891 г. француз Ш.д'Аламбер получил патент на изобретенное им подводное крыло и спустя 3 года построил катер, оснащенный паровой машиной и четырьмя такими крыльями. Суть новинки заключалась в следующем: после того как судно разгонялось, набегающий поток воды воздействовал на несущие плоскости и под ними возникало повышенное давление, а сверху разрежение, в результате чего образовавшаяся подъемная сила «вытаскивала» корпус на поверхность. Эффективность подобного устройства была очевидна: чтобы обычному судну водоизмещением 50 т сообщить ход 50 узлов, потребовалась бы силовая установка в 7500 л.с., а водолету (таких же параметров) Вдвое меньше, поскольку он испытывал бы только сопротивление встречного потока воздуха, сопротивление воды приходилось бы лишь на небольшие погруженные части крыла.
И еще раз уж вода намного плотнее воздуха, площадь самого крыла может быть куда меньше самолетного. Опыты д'Аламбера, как нередко бывало у первопроходцев, вышли не очень удачными корпус его суденышка не полностью выходил на поверхность. Поэтому в 1906 г. итальянский специалист по дирижаблям Э.Форланини применил на 1,6-тонном катере более мощное крыльевое устройство, состоявшее из нескольких параллельных пластин вроде этажерки и достиг скорости 38,8 узлов. В следующем году американцы У. и О.Райт оснастили подобными крыльями поплавки своего гидроплана, чтобы сократить его разбег. Тогда же канадцы А. Белл и Ф. Болдуин приобрели у Форланини чертежи и в 1908-1919 гг. построили несколько экспериментальных катеров с тремя многоэтажными крыльями. На одном из них в 1919 г. установили мировой рекорд - 61,5 узлов.
Спустя 6 лет немецкий конструктор Х.Шертель вновь усовершенствовал крыло, выполнив его более эффективным, V-образным. После прихода к власти нацистов им заинтересовались военные, и уже во вторую мировую войну на верфи «Заксенберг» таким крылом оборудовали опытный сторожевой катер TC (6,3 т), развивавший до 40 узлов и вооруженный крупнокалиберными пулеметами. А компания «Фертес Шлезвиг» выпустила тоже опытные 17-тонный минный заградитель, 12,8-тонный торпедный катер и более крупное танкодесантное судно. Кстати, после войны немецкие материалы, связанные с разработками боевых судов на подводных крыльях, достались американцам, а в войну и японцы вознамерились обзавестись построенными по предоставленной немцами документации 70 патрульными катерами, но успели сделать только три.
В 1953 г. швейцарцы изготовили по проекту перебравшегося к ним Шертеля 32-местный пассажирский катер, совершавший рейсы со скоростью 43 узла, заувеличенные и улучшенные водолеты. Позже подобные коммерческие суда выпускали в Италии, ФРГ, Норвегии, Японии и США.
А что же было в СССР? В 1941 г. Выпускник Горьковского политехнического института Р. Алексеев подготовил дипломный проект по теме «Морской теплоход на подводных крыльях». Спустя два года на судостроительном заводе «Красное Сормово» изготоВили экспериментальный торпедный катер на подводных крыльях, ведь для таких главстремительно приблизиться к противнику, атаковать его и столь же быстро отойти. В победном 1945 г. появился другой, тоже опытный, которому два дизеля обеспечивали полный ход в 47 узлов... Ну а через 12 лет в серийное производство пошли созданные под руководством Алексеева знаменитые скоростные пассажирские суда на малопогруженных подводных крыльях «Ракета», потом «Метеор», «Комета».
Впрочем, не забывали и подобных боевых кораблях. Еще в 1949 г. приступили к выпуску торпедных катеров проекта 183 водоизмещением 61,5 т, вооруженных двумя однотрубными торпедными аппаратами и таким же числом спаренных 25-мм автоматов. А в 1955-1957 гг. в ЦКБ-19 под руководством главного конструктора В. Буланова спроектировали их уменьшенный, приспособленный для перевозки по железной дороге, вариант проект 125. Корпуса двух таких катеров выполнили не из дерева, а из легкого сплава, оборудовали подводным крылом в носовой части. Двухвальная силовая установка была комбинированной два дизеля обеспечивали ход до 68 улов, а при выходе в атаку следовало включать газотурбинный двигатель, и скорость возрастала до 78 узлов. Вооружение было таким же, как на предшественнике. Испытывали катера при волнении до 3 баллов. Оказалось, что при скорости 40 узлов они начинали вибрировать, а максимальный ход удавалось развить лишь при спокойном море.
В 1959 г. в ЦКБ-5 (ныне ЦКБМТ «Алмаз») приступили к созданию большого (160 т) торпедного катера проекта 206 со стальным, сварным корпусом, четырьмя 530-мм одиночными торпедными аппаратами, наводившимися на цель по данным радиолокатора, другой радар служил для целеуказания двум 30-мм артиллерийским установкам АК-230. Катер получился удачным, кстати, во многом унифицированным с кораблями проекта 205, на которых было по четыре пусковых для противокорабельных ракет. А в 1963 г. один из них оборудовали носовым подводным крылом, чтобы отработать его конструкцию и управление.
Однако в тот период в иностранных флотах появились боевые катера, в том числе и на подводных крыльях, обладавшие более мощным, нежели наши, артиллерийским вооружением.
К 1967 г. под руководством главного конструктора и. Пегова (вскоре его сменил А.Городянко) подготовили проект большого торпедного катера 206М. Для ускорения и упрощения работ воспользовались корпусом и силовой установкой, предусмотренными проектом 205, но вооружение изменили: вместо 30-мм артсистемы в кормовой части разместили автоматическую, дистанционно управляемую, башенную 57-мм АК-725 со спаренными стволами длиной по 50 калибров, чья расчетная скорострельность достигает 400 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения этой артустановки составляют по 200° на оба борта (круговому мешает надстройка), вертикального же от минус 10 до Плюс 85. в носу, перед надстройкой, находится тоже спаренная, но 25-мм пушка. Торпедное вооружение такое же, как на катерах проекта 206, причем самонаводящимися противолодочными торпедами можно поражать субмарины, а также надводные корабли и суда в одиночку либо действуя группами.
Артиллерийское вооружение позволяет вести бои с легкими силами противника. По ударной мощи 206M вдвое превосходит большой торпедный катер проекта 206 и обладает лучшей мореходностью. Силовая установка состоит из трех дизелей M-520 общей мощностью 15 тыс. л.с., вращающих три гребных винта. В отличие от предшественников, система электроэнергетики работает не на постоянном, а на переменном напряжении 380 В частотой 50 Гц.
Главной же особенностью нового торпедоносца стало смонтированное носовое подводное крыло, конструкцию которого проверили и усовершенствовали в 1963 г. 206м способен идти полным ходом при волнении до 4 баллов, при 5 скорость приходится ограничивать 35 узлами. Головной катер построили в 1970 г. После успешных испытаний приступили к серийному выпуску, к которому привлекли ряд судостроительных заводов ленинградский № 5, владивостокский, средне-невский, рыбинский и ярославский. Скоростной и хорошо вооруженной новинкой заинтересовались и за границей, и в 1978-1985 гг. во Владивостоке изготовили 16 катеров Экспортного варианта 206МЭ. И на них ставили радиолокационное и гидроакустическое оборудование. Катера проектов 206M и 206МЭ производились и без торпедного вооружения тогда они применялись в качестве сторожевых.
Следующей модификацией стал проект 206MP, при создании которого Городянко и его сотрудники учли опыт эксплуатации предшествующих образцов. Новый катер предназначался для нанесения ракетных ударов по надводным кораблям. В 1974-1975 гг. на Балтике провели испытания большого торпедного катера, на котором находилась имитация ракетного комплекса, а через два года на Средне-Невском заводе сделали головной, водоизмещением 257 т. У него по бортам вместо торпед находились пусковые установки для противокорабельных ракет, между ними антенны радиолокационного комплекса наведения, на корме 6-ствольная 30-мм скорострельная пушка, чей огонь направлялся своим радаром.
Носовое подводное крыло оборудовали заваливающимся на стоянке стабилизатором и управляемыми закрылками, выдерживающими удары волн при 5 баллах.
С 60-х гг. многие страны пополняли свои флоты ракетными и артиллерийскими катерами, в том числе на подводных крыльях, но не торпедными, разумеется, не считая экспериментальных. Исключение составила Китайская Народная Республика. Там по заказу Албании, в 1968-1974 гг., на шанхайской верфи построили 32 катера типа «Хучуань» с носовым подводным крылом. Их водоизмещение было 45 т, силовая установка, подобно тому, как было на советских торпедоносцах проекта 206М, состояла из трех дизелей, но мощностью по 1200 л.с.
Этого оказалось достаточным, чтобы скорость максимального хода на крыле достигала 55 узлов сказалась и изрядная энерговооруженность. Слабее было и вооружение, оно состояло из двух однотрубных аппаратов, рассчитанных на торпеды калибрат533 мм советского производства и двух спаренных пулеметов, размещенных на надстройке и корме. Китайские «Хучуани» оборудовали радиолокационной станцией, предназначенной для обнаружения воздушных и надводных целей. Дальность плавания при экономичной скорости 30 узлов составляла 500 миль.
Впрочем, для небольшого албанского флота, рассчитанного на боевые действия в прибрежных водах, этого, по всей видимости, было достаточно, да и тактико-технические характеристики, как правило, определяет заказчик...
Советские большие торпедные, сторожевые и ракетные катера «семейства 206М» строились крупными сериями и поставлялись на отечественные флоты и в дружественные страны. На основе опыта их использования разрабатывались экспериментальные и боевые корабли новых проектов, в том числе и оборудованные подводными крыльями.
Такова история мореходных водолетов
Благодарю, если дочитали – вы истинный ценитель истории военной техники и ставьте лайк.
Здесь Вы можете узнать про Странные Экспериментальные самоходные пушки во время войны 1941-1945г
.