Для меня 2019-й год был годом открытия для себя Каннского кинофестиваля. Рассказываю о российском представителе на прошлогодних показах и об одном из лучших российских фильмов современности.
«Дылда» получила приз за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд». И это второй приз в Каннах для молодого русского режиссера Кантемира Балагова.
1945-й год. Первая послевоенная осень. Ленинград. Госпиталь. Нам показывают жизнь Ии Сергеевны, молодой и очень высокой девушки-медсестры, комиссованной с боевых действий из-за контузии. Контузия же стала причиной её «замираний». В такие моменты «дылда» впадает в ступор, перестает реагировать на происходящее вокруг, не может двигаться и лишь издает тикающий горловой звук. Тик-тик-тик. После одного трагичного события в жизнь Ии врывается фронтовая подруга Маша, прошедшая до Берлина.
Фильм повествует о непростых взаимоотношениях между подругами. Ия зажатая, безэмоциональная, будто она потеряла все чувства. Маша же наоборот пытается жить полной жизнью, у нее горят глаза. Однако, у обеих внутри пустота.
Пустота и безысходность — это, пожалуй, лучшие слова для описания этого фильма. Он тяжелый, трудный и тягучий. Этот фильм очень неудобный и некомфортный. Он постоянно оставляет чувство какой-то недосказанности между героями, мы чего-то не знаем, что происходило между ними раньше. И не узнаем никогда.
Режиссер, оператор и актеры — большие молодцы. Это очень хорошая работа и очень жаль, что такие не становятся более известными в стране. Для большинства людей это кино скорее будет восприниматься как какой-то «непонятный арт-хаус», хотя это хорошее авторское кино с «особым взглядом».
Отдельно хочется отметить операторскую работу и работу со светом. Игра с оранжевым (скорее даже ржавым) цветом и зеленым — прекрасна. Как, собственно, и крупные планы.
Обязательно посмотрите «Дылду». Если не ради интереса, так ради просвещения и знания того, какие фильмы представляют нашу странц на международных кинофестивалях.
От меня 8/10.