Это продолжение истории об английских бронеавтомобилях, производившихся в Индии, предыдущая статья здесь На службе короне в Индии Часть 23. Willys - Overland Armoured Car. 1915. Нет пулемета, подойдет и картечница.
Napier Armored Car Indian Pattern (Условное название)/Бронированный автомобиль на шасси Напир Индийского типа
Страна: Индия/Великобритания
Год выпуска: 1915
Производитель: Мастерские. Фирозпур, Пенджаб.
Кол-во выпущенных: 2
Шасси: Napier Type A 30/35HP colonial tourer?
Двигатель: 22 л.с.
Боевая масса: 3000 кг
Экипаж: 5-6 чел
Вооружение: Maxim gun .45
Бронирование: 3-5 мм
Пока Роллс-Ройс не выпустил свой Серебрянный призрак, эта марка совсем не была лидером среди престижных автомобилей. На роль ведущего производителя автомобилей на Британских островах претендовал Напир, фирма уже больше ста лет к тому времени занимавшаяся машиностроением и один из главных импортеров легковых автомобилей по странам британского содружества. Не удивительно, что машины марки Напир оказались в Индии и были забронированы, скорее вопрос почему их было забронировано так мало.
10-й бронемоторной батарее(10th Armored Motor Battery) не досталось Роллс-Ройсов или Кадиллаков, но по тем временам и Напир, и Стандарт, которые были бронированы для них, котировались не ниже. В составе батареи было две бронемашины на шасси Napier и одна на шасси Standard. Машины были переданы в 1915 году в состав батареи, дислоцировавшейся в Пенджабе, индийском штате, который и тогда и сейчас не был образцом тишины и спокойствия.
Автомобильная фирма Напир (Napier) имеет давние корни, еще в 1818 году первый Напир-машиностроитель - Дэвид Напир основал компанию по производству типографских машин. В 1831-м Дэвид с братьями Джеймсом и Уильямом по проекту уже двоюродного брата и то же Дэвида Нэпира строят первый автомобиль или точнее трактор, пока правда паровой. Дэвид Нейпир, тот который конструктор, вошёл в мировую историю транспорта строительством в 1858 году крупнейшего на следующие 40 лет парохода в мире — SS Great Eastern, который мог перевозить за раз до 4000 пассажиров.
В 1936 году к Джеймсу Напиру, не конструктору кораблей, присоединяется его сын Джеймс Мердок (James Murdoch). В 1847 году фирма занимающая производством почти всего на свете : от счетчиков банкнот и машин для производства пуль до паровых машин получает название - D. Napier & Son Limited. Джеймс Мердок становится ведущим мировым специалистом по разработке и производству техники для монетных дворов Европы. В 1900 году сын Джеймса Мердока - Монтегю Стэнли Напир, выкупивший компанию деда у судебных исполнителей начинает автомобильное производство с глубокого тюнинга французских Панар-Левассоров, оснащая их нормальным рулем, электрическим свечным зажиганием и 4-х скоростной коробкой передач. В 1903 году Напир начинает первым в мире серийный выпуск шестицилиндрового легкового автомобиля Napier 18HP. В "чемпионате мира среди стран" по гоночным автомобилям - Кубке Гордона Беннета машины Напира в ставшем уже классическом британском зеленом цвете (British racing green) в первое десятилетие 20-го века неизменно представляют Англию.
К 1911-му году каталог марки Napier включает десяток моделей от 10-сильных двухцилиндровых до 90-то сильных шестицилиндровых красавцев. Автомобили с шестью цилиндрами выпускались в разных вариантам с мощностью от 30-ти (Type A 30/35HP) до 90 лошадиных сил (Туре Т78 90НР). Несмотря на успехи в гонках и продажу 700 машин лондонскому таксомотору продажи в метрополии не радуют, и фирма начинает обращать повышенное внимание на колониальный рынок, готовя для них специальные исполнения. В Первую мировую войну на Напире начали выпуск грузовиков для армии и шасси для установки надстроек, ряд машин попал и в русскую армию.
Силами автомобильных мастерских в Пенджабе были бронированы два шасси Napier, которые имелись в распоряжении британских войск, дислоцированных в городе Фирозпур в Пенджабе. Нет информации, какие точно шасси бронировались, только предположим, что скорее всего это были шестицилиндровые варианты, например 30/35HP. Все бронемашины получили схожие бронекорпуса стандартного типа, утвержденного самим Вице-королем Индии, на броню шло скорее всего котельное железо, толщина брони предположительно составляла 3-5 мм.
На что стоит обратить внимание, что бы выделить Napier Armoured Car Indian Pattern среди прочих броневиков Английского типа - полностью бронированные задние крылья с боковой защитой, спонсоны вровень с верхним бортом, горизонтальные "жалюзи" защиты и высокий треугольный верх корпуса защиты радиатора.
Как впрочем и со всеми остальными броневиками Английского типа с машинами на шасси Напир история умалчивает об их применении и дальнейшей истории. С высокой степенью вероятности после износа шасси они были списаны и заменены на более "серийные" машины по броневиков Роллс-Ройс.
Продолжение цикла историй об английских бронеавтомобилях, производившихся в Индии здесь На службе короне в Индии Часть 25. Standard Armoured Car. 1915. Не тот стандарт которого ждали.
Источник:
Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 189. Napier. Часть (https://www.drive2.ru/b/1062123/)